Сорокин Андрей Александрович

Сорокин Андрей Александрович

Должность: заведующий кафедрой, профессор

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент


+7 (499) 181-67-29

SorokinAA@mgpu.ru

129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, каб. 3610


Преподаваемые дисциплины
Методология и технологии музейно-педагогической деятельности; Формирование функциональной грамотности как педагогическая задача; Теория и методика экскурсионной работы; Экскурсионные маршруты Москвы и Подмосковья; Управление проектами в музейной педагогике; Инновационные подходы к теории и методике преподавания обществознания; Теория и методика обучения и воспитания (история); Инновационная и экспериментальная деятельность в образовании: управленческие технологии и практики.
Научно-преподавательский стаж
В сфере науки и образования работает с 1989 года. В Московском городском педагогическом университете работает с 2009 года.
Заслуги, награды
  • Нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации».
  • Медаль «В память 850-летия Москвы».
  • Памятный знак «За заслуги перед университетом».
Уровень образования, квалификации
Образование высшее.
Направление подготовки (или специальность)
История; Юриспруденция.
Общий стаж
Трудовой стаж с 1989 года.
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
В 2021 году прошел повышение квалификации по программам:
- «Основы управления проектами в сфере профессионального воспитания» (24 ч.) в ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»;
- «Музееведение» в ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский государственный университет (72 ч.).

В 2020 году прошел повышение квалификации по программам:
- «Создание электронных образовательных материалов в библиотеке МЭШ» (16 ч.) в ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет;
- «Внедрение стандартов Worldskills в образовательный процесс педагогического вуза» (36 ч.);
- «Сопровождение самостоятельной работы обучающихся в организации интерактивных форм взаимодействия со студентами по программам высшего образования» (72 ч.);
- «Педагогический дизайн онлайн-курса» (72 ч.) в ФГБОУ ВО Российский государственный социальный университет;
- «Подготовка экспертов для работы в предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (36 ч.) в ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования».

В 2019 году прошел повышение квалификации по программам:
- «Подготовка экспертов для работы в предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по обществознанию в 2020 году (для слушателей с опытом работы в ПК более двух лет)» (48 ч.);
- «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) по обществознанию в 2019 году» (36 ч.) в ГАОУ ДПО «Московский центр развития кадрового потенциала в образовании»;
- «Программа обучения членов предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, привлечённых к работе в конфликтной комиссии в 2019 году» (16 ч.) в ГАОУ ДПО «Московский центр развития кадрового потенциала в образовании».
Основные публикации
  • Strategy for the Development of International Tourism in Modern Conditions [Стратегия развития международного туризма в современных условиях] // Academy of Strategic Management Journal (ASMJ). 2021. Т. 20. Вып. 4. С. 3. (В соавторстве с И.А. Нидерман, Е.Н. Горячевой, А.В. Шелыговым, Т.Т. Христовым, Е.А. Блиновой) (на английском языке).
  • The Current State of Civic Literacy of Schoolchildren: Research Materials of Moscow Education [Современное состояние гражданской грамотности школьников: материалы исследования столичного образования] // SHS Web of Conferences. 2021. Вып. 98. (В соавторстве с А.В. Половниковой, В.В. Кирилловым, Г. В. Калабуховой, Н.Н. Масловой) (на английском языке).
  • Социально-гуманитарное образование и модели организации социокультурной практики студентов. Монография. М.: Книгодел, 2021. 116 с. (В соавторстве с Г. В. Калабуховой, А.В. Половниковой, В.В. Шаповалом, А.М. Гореевым, И.А. Нидерман).
  • Изучение отечественной истории в современной школе: трансформация целей, поиск методических решений // Вестник МГПУ Серия: Исторические науки. 2021. № 3 (43). С. 89−99. (В соавторстве с А.В. Половниковой, Н.Н. Масловой).
  • Подготовка педагога к организации учебного процесса в логике формирования функциональной грамотности обучающихся // КарДУ ХАБАРЛАРИ, 2020. № 4(46). С. 178−183. (В соавторстве с А.В. Половниковой).
  • Организация творческой деятельности учащихся: педагогический потенциал курса обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе, 2020. № 7. С. 11−16. (В соавторстве с А.В. Половниковой).
  • Формирование функциональной грамотности при изучении истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 8. С. 12−20. (В соавторстве с А.В. Половниковой).
  • Об актуальных проблемах историко-обществоведческого образования в общеобразовательной школе и реализации концепций учебных предметов «История» и «Обществознание» // Преподавание истории в школе. 2018. № 10. С. 3−9. (В соавторстве с Е.Е. Вяземским).
  • Социально-гуманитарное образование в современном образовательном пространстве: реалии и тенденции. Монография. М.: Книгодел, 2018. 184 с. (В соавторстве с В.В. Рябовым, В.В. Шаповалом, А.В. Половниковой, И.А. Нидерман, Н.Ю. Басик).
  • Общие тенденции и перспективы развития социально-гуманитарного образования в российской школе. Монография. М.: МГПУ, 2017. 136 с. (В соавторстве с В.В. Рябовым, В.В. Шаповалом, А.В. Половниковой, И.А. Нидерман, Н.Ю. Басик).
  • Обновление содержания основного общего образования: История. Обществознание. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2017. 40 с. (В соавторстве).
  • Формирование знаний о цивилизации и культуре в курсах отечественной истории и обществознания. Монография. М.: ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ, 2010. 175 с.
О себе

В 1989—2015 работал в системе общего образования, прошёл трудовой путь от учителя до директора школы. Преподавал в Московском педагогическом государственном университете, Институте развития образовательных технологий. Читал лекции в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Каршинском государственном университете Республики Узбекистан.

В 2001—2002 гг. — заместитель руководителя Исполкома ВОПД «Наш дом — Россия». В 1997—2011 гг. — помощник депутата Государственной думы России. В 2011—2015 гг. — генеральный директор Историко-мемориального музея В.С. Черномырдина. В 2012—2015 гг. депутат Совета депутатов Саракташского района Оренбургской области третьего созыва.

В 1998—2005 гг. эксперт Федерального экспертного совета Министерства образования и науки РФ. Принимал участие в межведомственной рабочей группе по разработке Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации (2016−2018 гг.). Эксперт международного исследования PISA в области финансовой грамотности. Старший эксперт ЕГЭ по обществознанию. Являлся членом жюри, а затем и председателем жюри Всероссийского конкурса методических разработок по финансовой грамотности (2017−2019 гг.). Член профессиональной организации ИКОМ России. С 2016 г. — член экспертного совета по финансовой грамотности Центрального Банка РФ.

Научный руководитель магистерских программ «Историко-культурный туризм и музейная педагогика в Москве (со знанием иностранного языка)», «Формирование функциональной грамотности в социально-гуманитарном образовании».

Соруководитель научно-практического семинара «Школа профессионального роста». Член экспертного совета по дополнительному образованию и профессиональному обучению ГАОУ ВО МГПУ. Член экспертного совета научно-практического журнала «Педагогический ИМИДЖ». Член редколлегии журнала «Вестник МГПУ. Серия: Исторические науки».

Принимает активное участие в разнообразных научных работах, в том числе в рамках реализации мероприятий проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование».

Область научных интересов

Музейная педагогика; Применение средств музейной педагогики в социально-гуманитарном образовании; Теория и методика обучения обществознанию; Формирование функциональной грамотности в социально-гуманитарном образовании; Обновление содержания социально-гуманитарного образования.