Top.Mail.Ru

Преподаватели и студенты ИГН на международном форуме

6 октября 2022 г. преподаватели общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук Ирина Савченко и Павел Лакаев вместе с магистрантами-социологами приняли участие в VI Международном научно-образовательном форуме «Языковая политика и лингвистическая безопасность», проводимым при поддержке Минобрнауки России в рамках Года научно-технического сотрудничества Россия-АСЕАН Нижегородским государственный лингвистическим университетом им. Н.А. Добролюбова.

Секционное заседание было посвящено теме национального мира в зеркале языков и культур. Темами докладов стали:

  • Динамика лингвокультурной идентичности финно-угорских народов в постглобальной Евразии";
  • Наружная реклама как неотъемлемая часть облика территории. На примере г. Бишкек;
  • Лингвистический экзистенциализм в зеркале языковой политики;
  • Гендерные стереотипы о женщине, представленные в русских антипословицах.

Особенное внимание уделялось проблемам межэтнических, культурных, языковых контактов, взаимодействии различных видов культур внутри этноса и за его пределами. В докладах обосновывалась важность и необходимость осознавать наличие национальных особенностей, существующих в жизни общества, и умение видеть их разность, в том числе уделяя внимание лингвистическим особенностям культур. Рассуждая о национальном мире, выступающие так же делились своим мнением относительно облика территории и влиянии на него современности, в этом ключе сопоставлялись различные города.

Ирина Савченко, профессор кафедры философии и социальных наук Московского городского педагогического университета в рамках конференции выступила с докладом:

«Язык в межкультурной коммуникации: инструмент или ценность».

Доклад был посвящён таким вопросам, как действие лингвистического фактора на социокультурную динамику, в каких случаях оно имеет ценностную природу, а в каких — инструментальную. Помимо этого, профессор в своём выступлении рассуждала о тех ситуациях, при которых лингвосоциокультурные процессы разбиваются независимо от идеологии, приводя в пример запрет гэльского языка в Ирландии с 1831 по 1871 год на фоне насильственной англофонизации. Окончание конференции увенчалось получением сертификатов участия, после пленарного заседания работа конференции продолжилась в секциях.

«Быть частью международного сообщества, не выходя из кабинета — это круто, это та возможность, которую мы получили благодаря развитию цифровых технологий. Я не люблю слово «возможность». От него отдает канцеляризмом. Но правда же — «возможность».

В этот день у меня было занятие со студентами. Я пригласил студентов на эту конференцию. Вроде бы ничего не поменялось — та же аудитория, те же парты, те же люди вокруг. Поменялось только восприятие пространства, и ощущение занятия. Я выступал на конференции, и одновременно студенты слышали это выступление, затем выступления коллег из других стран, кто-то из студентов сам задавал вопросы.

«Зачем вообще посещать конференции, выступать на них, писать статьи?», — спросила меня одна из студенток. Это был очень хороший вопрос. Я и сам не всегда задаю себе этот вопрос. Хотя перед каждой конференцией именно этот вопрос стоит себе задавать. Я заметил, что, если перед конференцией не волноваться — выступление получается посредственным. Легкое волнение позволяет мыслям раскрыться, начинаешь замечать то, чего раньше не замечал. Тот, кто перестает волноваться — теряет искру. Я знал людей, которые были уже докторами наук, и они ходили из стороны в сторону перед началом конференции, и все что-то повторяли, бубнили себе под нос. Именно такие выступления запоминаешь на всю жизнь.

Конференция — это возможность рассказать о том, что именно ты сделал для развития той области науки, которой ты занимаешься. Не стоит ждать от конференций какого-то шоу. Ученые не всегда бывают харизматичными людьми. И стоит обращать внимание на мысли и идеи, а не на подачу этих самых мыслей и идей. Хорошо, когда одно совмещается с другим, но часто я замечаю, когда ходил на конференции со студентами, что их внимание после 2 или 3 доклада быстро рассеивается, многим становится скучно, потому что они либо не разбираются в теме, либо это тема им не интересна. В таких случаях я старался превращать конференцию в игру, где надо было найти какое-то «сокровище». Иногда бывает и так, что один заданный кем-то вопрос дает импульс для творческого поиска.

Я благодарен нижегородскому государственному лингвистическому университету за этот виртуальный международный диалог, и за этот творческий толчок",

прокомментировал Павел Лакаев.

Персоны



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы