Как использовать метод проектов на разных ступенях образования? Почему, несмотря на то, что проектная деятельность дает возможности для формирования коммуникативных и личностных качеств детей, развития креативности и мыслительных навыков, она не в полной мере используется в образовании? С какими трудностями сталкивается педагог, использующий технологию проектной деятельности? Эти и другие вопросы обсудили молодые педагоги Москвы с преподавателями и студентами.
Круглый стол начался с выступления Неплюевой Марины, студентки 4 курса специальности «Преподавание в начальных классах», представившей блистательный продукт своего индивидуального проекта — настольную историческую игру. Марина особо отметила, что уже на этапе начала профессионального пути можно создавать разработки, которые будут полезны, актуальны и востребованы в профессии.
Продолжая разговор о ценностях творчества и самореализации учителя, молодой педагог московской школы № 199 Гололобова Юлия Владимировна продемонстрировала уникальные проекты, созданные ее маленькими учениками. Яркие, необычные, разнообразные работы вдохновляют не только учеников, но и самого учителя на проектную работу. Юлия Владимировна обратила внимание на то, что учителя часто жалуются на нехватку времени и именно поэтому отвергают идею реализации проектов, однако в начальной школе эта задача может быть решена через мини-проекты. Отвечая на вопросы студентов, Юлия сделала особый акцент на том, что идея проекта должна вытекать из интересов детей, их увлечений, вопросов, которые задают ученики. «Слышать голос ребенка» — вот та центральная идея, которую можно осуществить через проектную работу.
Преподаватель МГПУ Кондратова Мария Александровна и ее студентка Клименко Татьяна показали, как в подготовке будущих воспитателей детского сада можно, работая над проектными задачами, создавать анимацию для дошкольников, какие навыки формируются у студентов среднего профессионального образования в ходе работы над профессиональными проектами.Выступление педагога, методиста ГБОУ Школы № 1355 Соколовой Марии Дмитриевны продемонстрировало ресурсы проектной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особый интерес у участников круглого стола вызвало то, что дети с интеллектуальными нарушениями способны проявлять себя в общественной жизни не только в рамках своего класса, школы, но и оказывать помощь, заботиться о других людях — младшеклассниках, ветеранах.
Обсуждая представленные Марией Дмитриевной проекты, студенты и педагоги остановились на важности дифференцированного подхода в работе над проектом.
Подводя итоги круглого стола, модераторы Пыченкова Анастасия Александровна и Чудина Наталья Владимировна отметили высокий уровень вовлеченности студентов, получающих среднее профессиональное образование, педагогов-практиков, преподавателей-наставников в реализацию проектной деятельности на всех уровнях обучения.
Пришли к единому мнению, что проектная деятельность целенаправленный процесс создания уникального продукта, услуги или результата в рамках определённых сроков и ресурсов, который дает возможность как педагогу, так и обучающему, в том числе и имеющему особые образовательные потребности быть участником проекта и создавать новое, закреплять полученные знания, через современные, эффективные технологии.







