Профессиональный путь преподавателя

Май-июнь — сложное время для будущих абитуриентов: сдача ЕГЭ, переживания по поводу будущего поступления, выбор ВУЗа и профессии. Выбор, который во многом может предопределить жизнь.

Общеуниверситетская кафедра философии и социальных наук предлагает своим студентам огромный спектр разнообразных возможностей и для получения престижной современной профессии, и для освоения актуальных знаний в различных областях. В сфере предметных интересов кафедры оказываются и философские науки, и социальные. Мы поговорили с профессором Сергеем Кожевниковым и доцентом Марией Сахаровой и выяснили, чем общеуниверситетская кафедра философии и социальных наук может быть привлекательна для современного абитуриента.

Какие темы научных исследованиях сейчас самые популярные у студентов кафедры?

(Сергей Борисович — С. Б): На мой взгляд, студентов больше интересуют современные социальные процессы, проблемы идентичности, средства самопознания и творческого самовыражения, современное искусство, прежде всего кинематограф, литература, визуальные искусства, сетевые коммуникации и городские общественные пространства, реклама и маркетинг, потребительские идеологии, массовое сознание, массовая культура.

(Мария Викторовна — М.В.): Давайте сначала определимся с понятием «студенты кафедры». Мы общеуниверситетская кафедра, поэтому большинство преподавателей кафедры работают не только со студентами, для которых мы являемся выпускающей кафедрой, но и со студентами других институтов и направлений нашего университета.

Если же говорить о студентах, обучающихся по направлению «Социология», то наибольшей популярностью пользуются проблемы, непосредственно касающиеся студентов, такие как: работающие студенты, ценности современной молодежи, образовательная система, семейные отношения. Часто для исследований выбирают такие актуальные темы, как экологическое сознание, ментальное здоровье, компьютерные игры, кибербуллинг и др. Отдельно стоит выделить гендерную тематику. Так, в прошлом году моя дипломница проводила исследование, связанное с феминизмом, в этом году — я руковожу сразу несколькими исследования по этой тематике — о мизогинии, объективации женщин и феномене чайлфри.

Какой в Вашем представлении идеальный социолог?

(С.Б.): Наделённый социологическим воображением и обладающий развитой методологической рефлексией, понимающий природу социальных отношений и социальных процессов, владеющий профессиональной исследовательской методологией, хорошо знакомый с методами эмпирических исследований и умеющий эти методы использовать в своей работе

(М.В): Вряд ли на этот вопрос можно ответить одним предложением. В первую очередь потому, что нельзя однозначно ответить на вопрос «Кто такой социолог?». Если вы зададите этот вопрос первому встречному, то скорее всего он скажет, что социолог проводит опросы. Но ведь это лишь один из видов деятельности социолога. Социологические исследования очень разнообразны — они включают в себя и работу со статистикой, и исследование повседневных практик, и анализ визуального или текстового контента. Все более востребованными становятся социологи, владеющие навыками анализа больших данных. Особняком стоят маркетинговые исследования, которые имеют много общего с социологическими. Теоретические социологические исследования — это тоже социология. В каждой из этих областей есть свои нюансы и ведущими оказываются те или иные качества человека. Однако, в любой из этих областей нужны такие качества как интеллектуальная четность, критическое мышление и желание постоянно совершенствоваться. Но ведь это качества, которые необходимы профессионалу в любой области, не так ли?

Какое Ваше самое приятное впечатление от работы на кафедре?

(С.Б): Приятные впечатления оставляет сотрудничество с коллегами, наличие единомышленников, взаимная поддержка, развитая корпоративная культура

(М.В): Отсутствие склок, подсиживаний, а также толерантность и уважение к несовпадению взглядов, методологических или теоретических позиций. К сожалению, мне есть с чем сравнивать. На нашей кафедре очень хорошая атмосфера, располагающая к работе — как педагогической, так и научной.

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать студент, который собирается обучаться на Вашей кафедре?

(С.Б.): Пытливым умом, заинтересованностью в познании и расширении своего кругозора, умением смотреть на вещи нестандартно, желанием сделать мир лучше.

Кем чаще всего работают выпускники кафедры?

(М.В): Нет этого «чаще всего». Есть совершенно разные пути. Кто-то остается в вузе в качестве преподавателя или человека, работающего с базами данных, например, в приемной комиссии, кто-то уходит в маркетинг, кто-то устраивается в аналитическое или консалтинговое агентство. Есть и те, кто использует навыки, полученные при обучении в сферах, напрямую не связанных с социологией.

Каковы особенности учёбы на кафедре?

(С.Б): Большой объём творческих заданий, наличие площадки для профессиональной коммуникации, обмен опытом, изучение классических трудов, знакомство с работами наиболее ярких и интересных современных мыслителей

Можете ли вы вспомнить какой-нибудь интересный или забавный случай из своей преподавательской практики?

(М.В): Да много их было… Давно, в самом начале моей карьеры прихожу на первое занятие по философии, настраиваюсь на знакомство с новой группой, захожу в аудиторию, не успеваю даже поздороваться, как раздается дружный хохот. В недоумении спрашиваю: В чем дело? Оказывается, студенты ждали старого, лысого и скучного философа, а тут я, молоденькая девушка… Выбора у меня уже не было: пришлось работать так, чтобы доказать, что философия — это очень интересно и полезно.



В МГПУ прошла летняя школа для молодых преподавателей


01 июля, 2022 г.


Перед участниками школы выступили Григорий Ревзин, Виктор Болотов, Михаил Кларин

Новаторские проекты в области дефектологии


01 июля, 2022 г.


Победители олимпиады «Я – профессионал» в номинации «Дефектология», разработанной экспертами МГПУ, рассказали о своих проектах «Вестнику Образования»