Top.Mail.Ru

Откуда взялись водяные и кикиморы в славянской мифологии

Сегодня русалка, водяной, кикимора — это безобидные, часто добрые персонажи из мультфильмов и сказок. Однако так было не всегда. У древних славян эти существа считались посланниками потустороннего мира, опасными, часто злобными, которых нужно задабривать, а лучше обходить стороной.

Доцент департамента филологии МГПУ, профессор Ирина Якушевич рассказала «Газете.Ru» о разнообразии водяных духов в обычаях, обрядах, преданиях и суевериях русского народа.

Водяной

Водяной — наиболее устрашающий персонаж русского фольклора. Он не просто не помогал людям, но даже мог намеренно наслать на человека болезнь или утопить его.

«В некоторых районах голос водяного отождествляли с криком выпи. Эту птицу семейства цаплевых называют еще «бухалень», «бухало» — за ее страшный крик, от которого мороз по коже. Говорят, когда водяной кричит выпью, это он с лешим переговаривается. В Тульской области водяного изображали в обличье выпи: с зелеными ногами и длинным клювом», — рассказала Якушевич.

Профессор отметила, что в некоторых местах выпь называют водяным быком. Водяной появлялся в образе коровы, лошади или обросшего шерстью старца с рогами, коровьим брюхом и хвостом. Есть в фольклоре и водяные с именами. Например, Волос насылал на человека кожные болезни. А в Соль-Илецком районе Оренбургской области жил самый несчастный в России водяной — Камышанов.

Лопухоня

Женой водяного во многих легендах считают русалку. По мнению эксперта, Водяница была коварной и злобной. Чтобы ее задобрить, люди называли ее ласкательными именами. Например, Лапухоней — именем, созвучным с растением. Это могла быть и мать-и-мачеха, и калужница болотная с желтыми цветами, и репейник, и кувшинки, которыми водные девы украшали свои волосы. Вылезет такая Лопухоня из воды, поманит и утащит на дно.

Шишиги и кикиморы

А вот женой у лешего и домового была кикимора. В балто-славянских наречиях «кик» — это крючок. Кикимору как раз и представляли, как маленькую, скрюченную старушку. По словам Якушевич, если поймать кикимору и выстричь у нее на затылке крест, она превратится в человека, правда, в хромого, кривого и косоглазого.

По одной легенде, кикимора рождается от красной девицы и змея огненного. Проклята она уже с рождения. От этих проклятий детища змея попадают к злому колдуну, который учит их зелья варить и другому волшебству. У кикиморы голова с наперсток, а туловище — тоньше соломинки. Она умеет летать и кричать, как птица.

«В южных регионах кикимора выглядит, как красивая девушка с распущенными волосами. А в Белоруссии — как маленькая девочка. Связано это с темой происхождения кикиморы. Это существо — предок человека, который умер неправедной смертью, например, некрещеный ребенок», — рассказала Якушевич.

Древние славяне считали, что в доме есть такие места, как порог и подпол, которые связаны с потусторонним миром, где и живет кикимора. Она там воет, скулит, ноет, вздыхает, а ночью топает по дому, кидается в людей всем, что попадет под руку.

Говорят, на Святках кикимора «производит» детей — шушканов или шишиг, которые вылетают в трубу и живут на улице до Крещения. В.И. Даль считал, что шишига — это леший. А в словаре И. Срезневского шишига — это и есть кикимора. Кстати, шишигой также называли человека — шалопая или копушу. А еще шишигами называли воров, бродяг и бандитов. Возможно потому, что асоциальные личности имеют сходство с нечистой силой, угрожающей добрым людям.

Полный текст статьи доступен по ссылке.

Фото: МГПУ, Дружба


Персоны



Памяти директора ИЦО Екатерины Лавреновой


21 марта 2025 г.


20 марта 2025 года не стало директора института цифрового образования Екатерины Владимировны Лавреновой

Кураторы предпринимательских классов стали победителями всероссийского конкурса


21 марта 2025 г.


На конкурсе «Финансовая перемена» московские педагоги взяли призовые места сразу в двух номинациях