Top.Mail.Ru

Шалва Амонашвили о возможностях стать лучше в самоизоляции

Нынешняя обстановка стала испытанием для всех нас: для педагогов, студентов, родителей, детей. «После коронавируса и изоляции мы придем уже не к вчерашним детям. Мы придем к детям индиго, звездным детям, эпохальным», — уверен Шалва Амонашвили, заведующий лабораторией гуманной педагогики Института системных проектов МГПУ, академик РАО, профессор, доктор психологических наук. В интервью «Мелу» Шалва Александрович рассказал о том, как повлияла на семьи и школы ситуация, заложниками которой мы стали, а также о возможностях стать лучше в самоизоляции.

«Сегодня технологии оказались не готовы для образовательных процессов, для вуза, тем более для школы и учителей, многие ими не владеют. При дистанционном общении характер обучения и тем более воспитания меняется. Когда я стою около ребёнка, моя теплота, моя сердечность совсем рядом — соприкосновение с ними осязаемо. Другое дело, когда мы на расстоянии, и ребёнок может встать, выйти, я тоже могу отвлечься… Наша связь так хрупка и может разрушиться в один момент. Мы должны научиться держать ребёнка у экрана, чтобы ему это было интересно и важно. Какие формулы я должен применять в общении с ним, каким голосом говорить, как смотреть, с какими шутками рассказывать предмет — вот важные вопросы сегодня».

Но как сохранить радость учебы и удержать интерес ребенка? Отвечая на этот вопрос, Шалва Александрович вспомнил книгу Сухомлинского «Сердце отдаю детям», в которой речь о том, как можно дарить детям радость в образовательном процессе.

«Есть всего одна опора, чтобы образовательный процесс был живым, радостным и устремленным ввысь. Это учитель. Лихачев сказал в 90-е годы: „Где хорошие учителя, там хорошие ученики“. Заметьте, он не сказал — где хорошие программы, где хорошие технологии. Нет, дело в учителях.

Совесть учителя, обаяние учителя, внешность учителя, жизнь учителя, любовь к жизни (какой бы ни была его личная жизнь) — это очень значимые понятия. Тот, кто не любит жизнь, не может готовить к ней детей. К какой жизни он будет их готовить? К такой, какой сам живет. Зачем мне физика от учителя, который не любит жить и учит физике, которую тоже не любит? Такой предмет станет мертвым грузом.

После коронавируса и изоляции мы должны будем изменить наши подходы, измениться сами. Новые дети в старой педагогике не умещаются. Сегодняшним детям нужны искренняя любовь и красота. Образовательный процесс должен быть красивым, задания, которые задают детям, должны быть красивы, заманчивы, увлекательны, голос учителя должен увлекать. Вот что влияет на образовательный процесс, а не стандарты».

Читайте полное интервью Шалвы Александровича, где он рассказывает об учителе, изменившем его судьбу, о любви к жизни, а также делится восточной мудростью, которая поможет каждому найти действительно тот путь в жизни, который ему нужен.

Источник: «Мел»



Стартовал прием заявок на московский конкурс «Бюджет для граждан»


18 апреля 2024 г.


Примите участие в конкурс по разработке проектов по интересному и понятному представлению проекта бюджета публично-правового образования в формате, обеспечивающем открытость и доступность информации для граждан

МГПУ в лидерах Марафона «Цифровых кафедр»


18 апреля 2024 г.


Московский городской занял первое место в седьмом дне и открыл марафон в Центральном федеральном округе