Top.Mail.Ru

Как драмапедагогика помогает учить и учиться?

На уроке геометрии дети превращаются в фигуры, на географии — в континенты, а на биологии — плавают по классу, как рыбы. Все это примеры использования методов драмапедагогики. Доцент МГПУ Александра Никитина рассказала порталу «МЕЛ», что это дает учителям и ученикам.

«Чем больше двигается, тем лучше понимает»

Роль учителя трансформируется: из безусловного и единственного источника информации он становится наставником, навигатором, тьютором — помогает детям социализироваться, развивать мягкие навыки, эмоциональный интеллект, работать в команде. Так вместе с трендом на практикоориентированность в образование возвращается театральная педагогика.

«Через аудиовизуальные каналы мы воспринимаем 25% информации, а через кинестетику и движение — 75%, — рассказывает преподаватель МГПУ, эксперт по театральной педагогике, кандидат искусствоведения Александра Никитина. — У ребенка ведущий тип деятельности — игра, вне движения он усваивает меньше, о чем психологи знали с 20-х годов XX века, но эти знания почти не использовались при составлении школьных программ. Между тем ребенок эффективно обучается, если дать ему возможность работать с телом, испытывать и проживать эмоции».

Театральная педагогика — это как раз работа с эмоциями и движением прямо на школьных уроках

Детям помладше полезнее элементы двигательной активности на уроке, а ребятам постарше — то, что включает воображение и эмоции через постановку интересных задач. Например, квест, где команды пытаются выиграть «тендер» на постройку замка для феодала, или импровизированная «защита» проектов по физике в «средневековом университете». То есть театральная педагогика направлена на то, чтобы научить коммуникации, умению ставить перед собой задачи и решать их, а также помогает понять, что различия между людьми только обогащают спектр их совместных возможностей.

В основе театральной методологии лежит театральное искусство, в котором человек задействован целиком: физически, эмоционально, интеллектуально. В театре, как на уроке, есть много разных задач: играть, придумывать, создавать декорации и шить костюмы, работать с электроприборами, организовать различные процессы…

Так, театральная импровизация похожа на самый древний вид театра — обряд: ребенок, изображая волны или ветер, не только подражает, но и изучает. А условная работа над сценарием — это уже созидательная деятельность, которая позволяет изучить проблему и вжиться в образ прямо за партой.

«Например, на уроках литературы мы пишем сочинения. Если делать это от первого лица, то сложнее лукавить, — делится учитель риторики педагогических классов школы № 2065 Руслан Лазутин. — И списать в интернете не удастся. Все надо прожить. Скажем, тема сочинения — „Я Печорин“ или „Один день моей жизни. Евгений Онегин“. Как писать? „Я встал. Меня разбудили только в два часа дня. Слишком рано… Впрочем, сегодня же прием у графини“. Чтобы это воссоздать, надо знать текст. Но просто изложить факты не получится: рассказ о тебе самом требует личностного отношения. Такой подход — ключ, который позволяет сделать образование более качественным».

Драма в школе

Drama in education — направление, которое активно развивается во всем мире. В западных университетах есть даже программы, где учат drama teachers — учителей, которые знакомы с методологией и театральной, и педагогической сферы. Часто такой подход за границей применяется не только к нормотипичным детям, но и к социально сложным, например к детям беженцев и ребятам из неблагополучных семей. Такие занятия проходят в рамках внеурочной деятельности, чтобы снизить тревогу и агрессию ребят, адаптировать их к культурной среде и познакомить со сверстниками, укладом школы, правилами безопасного взаимодействия. В России тоже существует такая дисциплина, как театральная педагогика: в МГПУ, например, есть магистерская программа «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды».

Театральные методы применимы на любом уроке

«На одной из первых конференций по школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого „Педагогика искусства“ учитель географии Светлана Баринова-Андреева презентовала свой авторский урок про обитателей морских глубин, — рассказывает Александра Никитина. — Чтобы ученики средней школы поняли, почему внизу рыбы плоские, наверху — маленькие, в середине — большие, учитель распределила между ребятами роли рыб и объяснила, какое количество воды давит на каждую, — с соответствующей скоростью ученики должны были передвигаться. Учитель также рассказала, что планктон, которым питаются многие морские жители, зависит от фотосинтеза, и назначила одному из учеников роль Солнца. Дети в процессе игры на собственном опыте поняли, как и почему мелкие рыбы — быстрые, питаются планктоном, почти на поверхности, рыбы побольше охотятся на тех, что поменьше, и за ними успеть они могут, а за планктоном — нет. А глубинные рыбы — плоские, медлительные и питаются отходами жизнедеятельности первых двух видов».

Дети познакомились с фауной океана, запомнили закономерности и необычно провели время. Еще один пример с урока географии: ребята изучали образование материков, отыгрывая роль суперконтинента Гондваны и океанических течений.

Другая история — от учителей математики. Урок «Измерения величин» класс провел, разделившись на маленькие группы. Кто-то вооружился линейкой, другие измеряли рост соседа руками, третьи работали карандашами. Дети свободно перемещались по классу, делились открытиями, а учителя были скорее наблюдателями. Это было полезно и не похоже на стандартный урок математики. А вот в столичной школе № 2065 уроки геометрии проходят вообще в фойе, чтобы было где развернуться. На таких занятия школьники из своих рук и тел создают геометрические фигуры, задействуют все, что под руку попадается, стены, углы, пересекающиеся в пространстве плоскости — все это помогает постичь трудную науку через ощущение себя в пространстве.

Необычные уроки литературы проходят, например, и в московской школе № 1368. Как рассказала учитель русского языка и литературы Светлана Растворова, когда она с учениками проходила Гончарова, ребята предложили устроить суд: с адвокатом, прокурором, последним словом подсудимого. С помощью аксессуаров и реквизита ученики создали в классе атмосферу ХIХ века. Обломов накинул на плечи халат, адвокаты сели за стол и выступили с речью, соответствующей той эпохе. Старшеклассники вынесли приговор «обломовщине».

Александра Никитина уверена: место элементам театральной педагогики есть на любом уроке. Особенно важно практиковать «настройку» на тему урока — чтобы между ребенком и темой возникла искра подлинного интереса. На географии, например, где проходят тему тропических лесов, школьники вместе с учителем, закрыв глаза, могут представить себя в густых южноамериканских лесах, где им влажно, душно, а за шиворот капает теплый дождь.

Не менее важно использовать приемы театральной педагогики во время завершающей фазы урока — «рефлексии». В конце занятия дети садятся в круг, перекидывают друг другу мяч, обсуждают пройденное: что они узнали нового, какая тема была сложной и непонятной, как это пригодится им в жизни. Но вместо слов можно построить живые картины-загадки, где будут запечатлены основные открытия урока. Небольшая группка показывает свою загадку, а остальные разгадывают ее смысл. И таким образом круг коллективных открытий расширяется.

Читать материал в источнике

Фото: sdb_sjbc, Unsplash


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»