Театральные рецензии: Евтушенко с нами

Написано после просмотра спектакля «Нет лет» в Московском театре драмы и комедии на Таганке, поставленного в память о поэте Евгении Евтушенко.  

  • Режиссура – Вениамин Смехов.
  • Сценография и свет – Владислав Фролов.
  • Костюмы – Мария Данилова. 
  • Пластика – Ольга Насырова. 
  • Музыкальное оформление – Татьяна Жанова.

Вспоминая обстоятельства этого похода в театр на Таганке, затрудняюсь точно назвать месяц. Однако точно помню, что пальто на тот момент уже совсем не грело, и оттого путь из метро в теплый вестибюль театра был преодолен весьма поспешно. Логичнее всего предположить, что это был конец ноября. К слову, о пути. Театр (его малую сцену в особенности) и спуск в подземку разделяет дистанция всего в двадцать метров, что меня, как человека со средними ориентационными способностями, очень порадовало. Кстати, ходил я не один, а со своей хорошей подругой школьных времен. Именно по ее приглашению я попал на эту постановку, и именно эта подруга впервые познакомила меня с чудесными стихами Евгения Евтушенко. Она, кстати, тоже будущий педагог.

Через билетный контроль мы прошли в вестибюль, затем в гардероб. Прибыли мы с запасом в целых полчаса, так что было время изучить помещение театра. Оно представляет собой что-то вроде двух не слишком больших, соединенных широкой лестницей квадратных комнат, в одну из которых вы входите, а из другой можете пройти в партер либо в третью комнату поменьше с подъемом на балкон. Несмотря на простоту, посмотреть было на что: стены, например, украшены портретами режиссеров и актеров труппы. Была даже фотография Владимира Высоцкого в знаменитой роли Гамлета. Я, правда, не очень увлекаюсь рассматриванием подобных предметов интерьера, больше люблю смотреть на людей. Так я с удивлением обнаружил, что первого звонка вместе с нами ждали около двух дюжин пожилых людей, гуляющих парами и в одиночку по помещениям. Да и в зрительском зале, на первый взгляд, большинство мест было занято милейшего вида пенсионерами, которых к сидениям сопровождали не менее приятные (в плане обращения) девушки-капельдинеры. Вообще было очень приятно смотреть на эту дань уважения и любви современников ушедшему поэту. Уважение, обладающее таким долголетием, дорогого стоит.

С третьим звонком погас последний свет, и все внимание обратилось к сцене, выполненной в виде пологой площадки, спускающейся в зрительскую сторону. Начиналась эта площадка не от заднего края сцены, а с небольшим отступом, так что за ней и по бокам были частично спрятаны от зрительского глаза аккомпанирующие действию музыканты. Эти музыканты в течение полутора часов вместе и по очереди барабанили, бренчали, звенели, трубили и делали все необходимое для погружения наблюдателей в атмосферу происходящего. Но здесь непременно требуется дать полное описание этого происходящего.

Первые секунды представления показали зрителям актерскую команду, которая включала группу юношей и девушек, несколько более зрелых людей, а также, насколько помню, несколько пожилых. Итого вышло около 15 человек вот такой «сборной солянки», облаченных в рубахи и костюмы разных оттенков серого. Они играют поочередно, и так воссоздаются сцены из жизни поэта, где один из актеров служит «голосом», выражением проживающей сцену личности Евгения: он читает стихи. Остальные в это время могут быть друзьями, гостями, сослуживцами или просто дорожными попутчиками, которые, не переставая «отживать свое», слушают поэтические размышления героя. Так по ходу пьесы у лирического героя меняется лицо, занятия, обстановка, возраст, настроение в душе и в строчках. Справедливо – идут годы. На просторе сцены мы видим смелых, легко пляшущих студентов; собравшихся поностальгировать взрослых людей; размышляющих на привале солдат. Через все это раскрывается человеческое лицо поэта, его искреннее, не приукрашенное отношение к действительности – оно выражено в эмоциях, действиях и, конечно, словах актера. Примечательно: такие сцены не просто сменяют друг друга одна за другой, но часто переходом между ними становится фактическая вырезка из воспоминаний и размышлений товарищей, родных и просто современников поэта, и внимание зрителя переносится на видение Евтушенко и его поступков в перспективе оценивающего и, возможно, более объективного взгляда со стороны. А теперь добавьте в эту жизненную панораму той самой живой музыки и поймете, насколько биографически-внушительной и душевно-подробной получилась картина.

Наконец, отзвучал последний стих, живой мини-оркестр заиграл свой финальный торжественный мотив, и актеры вышли на поклон. Неожиданно повсюду вокруг нас пожилые зрители, счастливо улыбаясь, начали вставать со своих мест. Уже спустя полминуты шумели аплодисменты во славу действительно славных актеров. Это продолжалось не менее десяти минут. Признаться, никогда не встречал такой прочувствованной реакции на театральное представление. Очевидно, что качество постановки и актерская отдача сделали свое дело. И честное уважение, тут без него никуда. Полтора часа исполнители сгущали в пространстве сцены поэтические образы и смыслы, делясь со зрителями душой поэта как своей собственной. Как итог, всеобщее воодушевление, захватившее зал в последние минуты, пришло после окончания спектакля с такой же силой и неизбежностью, с которой из до предела уплотнившихся и потемневших туч приходит на землю ливень. В данном случае это был ливень радости и благодарности. Тем временем занавес закрылся, а из зала сначала в фойе и потом на улицу вышли люди с очень мягкими, добрыми лицами, словно они только что узнали или вспомнили что-то очень хорошее и светлое.

Теперь давайте поговорим о сути спектакля: о его хороших и не очень сторонах и о возможностях его применения учителем в школе. Мне было трудно разобраться в идейном замысле и в форме, в которой был поставлен спектакль (описание формы представлено в предпоследнем абзаце основной части). Хотя я понимал изображаемые картины и сопутствующие стихи, я пытался внутренне найти и схватить нить повествования, связывающую эти картины воедино. Попытки эти, конечно, изначально были тщетны ввиду отсутствия таковой нити, по крайней мере, в привычном для зрителя виде. Дело также усложнялось тем, что из-за быстрой смены сцен и их наполненности танцами, смыслами и музыкой было в целом тяжело, не отвлекаясь от просмотра, сконцентрироваться на чем-либо не касающемся спектакля. Так я и провел первые полчаса. Теперь все же понимаю, что предварительное ознакомление с подобным форматом из буклета (хотя не помню, чтобы таковые были), на сайте или со слов сопровождающего знатока театра (или учителя) свело бы к нулю все вышеописанные трудности, и тогда бы уже ничего не мешало увлеченно, без посторонних мыслей, отдаться приятному просмотру.

Главнейшим с практической точки зрения достоинством увиденного представления является его полезность для учителя литературы. Дело в том, что эта постановка способна не только в развлекательной форме познакомить зрителей со многими важными произведениями Евтушенко. Наравне с этим она, во-первых, дает картину жизни и быта поэта, картину той среды, в которой он чувствовал и творил; во-вторых, в ней с невероятной полнотой документально описываются главные события из жизни Евгения с ранней молодости до самого конца, в том числе его дружеские и творческие отношения, а также его поступки, не связанные с литературой, но дающие возможность более полно понять его характер, помыслы и стремления.

Не менее сильным достоинством, исходя из собственного восприятия, я нахожу читаемые здесь стихотворения и в особенности то, как их читают. Каждое из них преподносится на сцене в виде неотъемлемой части какого-либо жизненного события, поступка или переживания. Со своего места зритель одновременно способен увидеть саму ситуацию, которая дала жизнь определенным стихам, и затем сразу же мысленно либо в памяти самостоятельно прожить ее, привязав к ней новый, только что узнанный смысл. Это перекликается с тем фактом, что темы и сюжеты в творчестве Евтушенко человеческие, понятные: мы следим за жизнью людей радостных, пребывающих в быстром полете мечты, и вместе с тем по какой-то причине одиноких, серьезных, размышляющих и философствующих. В результате зритель сопереживает увиденному. Ощущение сродни тем, что мы испытываем при чтении книги, прослушивании песни, просмотре кинофильма. Разница в том, что в книге и в музыке нет жизненной полноты, показываемой на сцене, с фильмом же слабее духовный контакт из-за наличия понимаемых зрителем искусственностей. То, что мы наблюдаем в театре, обладает наибольшей близостью к реальности. По той же причине этот вид искусства невероятно эффективен для учителя, который хочет предложить ученикам то или иное поэтическое произведение для более глубокого осмысления.

Суммируя вышесказанное, я рекомендую учителям литературы, приступающим к изучению прозы и поэзии ХХ века (и вообще всем, чья профессия связана с воспитанием человека), уделить два часа просмотру этого замечательного спектакля вместе со своими учениками.

Задания школьникам, направленные на улучшение понимания художественного языка спектакля:

  • поразмышляйте и ответьте на вопрос, в каком виде человек добавляет в свою жизнь искусство. Речь может идти не только о посещении галерей и изучении музейных объектов, но также о чтении книг, просмотре фильмов, фотографировании окружающего мира, экспериментах со стилем и имиджем (продолжите ряд самостоятельно);
  • опишите, насколько большую роль играет искусство в вашей жизни, что оно добавляет в вашу жизнь. Представьте ненадолго, какой она стала бы, если бы из нее исчезло искусство в любом виде, и сразу же после этого постарайтесь расширить данный перед этим ответ новыми, близкими лично вам формулировками, разъясняющими ценность искусства;
  • вспомните и при желании пересмотрите мультфильмы или фильмы, где в целях художественного усиления применяется музыкальное сопровождение видеоряда;
  • подумайте, для передачи и лучшего выражения каких смыслов, эмоций и состояний может применяться данный прием;
  • теперь представьте свой обычный день и ситуации, проживаемые в нем. Это может быть утренняя зарядка, дорога в школу, разговор с другом на перемене, поездка в гости, ужин с родителями. Выбрав одну из подобных ситуаций, задумайтесь о том, с какими мыслями, эмоциями и настроением она ассоциируется у вас, что вы чувствуете и о чем думаете, проживая ее;
  • подготовьте эту ситуацию для показа одноклассникам в виде бессловесного представления, подобрав в сопровождение особую мелодию или песню, способную своим мотивом или текстом отразить и дополнить ваше душевное состояние в момент пребывания в этой ситуации. ИЛИ: выполнив предыдущий пункт, поделитесь друг с другом личным смыслом вашей ситуации. После этого попробуйте объединить увиденные сцены в цепочку событий, протекающих друг за другом в течение дня. Предложите своим товарищам стать неотъемлемыми участниками вашей ситуации, ее настоящими «живыми декорациями», позволяющими вам в совокупности с музыкой наглядно отобразить для зрителей собственный уникальный смысл. В сценах других ребят сами станьте их «друзьями», «родственниками» или «попутчиками», молчаливо создайте им наилучшие условия для самовыражения. Представьте получившуюся череду картин одноклассникам. Затем расскажите, что вы стремились донести своим выступлением, поинтересуйтесь тем, что думали и чувствовали при просмотре остальные;
  • для следующего представления следует усложнить и разнообразить используемые средства эстетической выразительности: подберите стихотворение для прочтения во время проживания вашей ситуации; стремитесь найти такое, которое, подобно музыке, служило бы более глубокому и интересному раскрытию испытываемых вами эмоций и сопутствующих им мыслей (здесь необязательным, но ценным может быть выбор именно одного из произведений Е. Евтушенко). При желании можно поменять ситуацию и музыку или даже совсем убрать последнюю из сценки. Прорепетируйте дома выбранное стихотворение, внимательно оценивая, какая манера его прочтения лучше всего подойдет для гармоничного соединения смысла строк с данной ситуацией. Как и в предыдущем задании, покажите подготовленные композиции одноклассникам, узнайте об их впечатлениях;
  • в обсуждении сравните эмоции и мысли, возникшие во время первого и второго представления, раскройте смысл и пользу примененных в сценках художественных средств, оценивая их использование по отдельности и вместе. Предположите, какие другие виды искусства (учитывая не прозвучавшие песни и стихи) могли бы быть включены в изображение тех или иных увиденных ситуаций;
  • коллективно попробуйте вывести суждение о значении жизненных ситуаций, когда прямой словесный смысл подменяется другими неявными средствами выразительности; о том, что мы извлекаем из таких ситуаций. Свяжите получившиеся суждения с выводом о значимости мест, находясь в которых, мы можем стать свидетелями подобной подмены. Как итог, в третий (и наверняка волшебный) раз вернитесь к первому вопросу второго пункта и соедините с более ранними рассуждениями новые, полученные на практике выводы.

Владимир Перелыгин



Cамарский филиал: международная видеоконференция с вузами Индонезии


28 мая, 2020 г.


Самарский филиал МГПУ в рамках сотрудничества с Университетом Маланга (Республика Индонезия) принял участие в международной видеоконференции «Россия глазами Индонезии»

Наталья Труxановская: назначение в Министерство науки и высшего образования


26 мая, 2020 г.


25 мая Наталья Трухановская назначена директором департамента координации деятельности организаций высшего образования