Top.Mail.Ru

Тренды в изменениях систем разделения труда в образовании

Продолжаем знакомить вас со статьями сборника по итогам II съезда тренеров-технологов деятельностных образовательных практик.

Елена Ушакова, научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, поделилась своим взглядом на тренды в изменениях существующих систем разделения труда в образовании в одноименной статье.

Прежде всего стоит отметить, что существует две системы разделения труда: горизонтальная и вертикальная. Первая отвечает за такое разделение труда, которое требуется для производства продукта. Вторая — за разделение труда по производству новых типов знаний, устроена она довольно просто: ученые → методисты (технологи) → практикующие учителя.

Горизонтальная же система разделения труда в существующей системе общего образования фактически отсутствует: она состоит из «гомогенных», однотипных и достаточно автономных модулей. По замыслу, работа определенной совокупности таких «ремесленных мастерских» (с чем можно сравнить эту систему), должна складываться в единую картину мира и давать целостное образование, что на практике происходит крайне редко.

Автор проанализировала причины возникновения новых тенденций, которые, по её словам, «продиктованы внешними вызовами и общемировыми тенденциями в изменении образовательных систем». Итак, основные тренды в изменениях систем разделения труда в образовании выражены:

  • новыми требованиями к системе образования: новыми производственными отношениями, требованиями к компетенциям работников и т. д.;
  • новыми технологическими возможностями, позволяющими «вывести на аутсорсинг» информационную составляющую образования и сосредоточить внимание педагога на формировании системы знаний;
  • индивидуализацией образовательных программ как на уровне учащегося, так и на уровне образовательной организации;
  • индивидуализацией образовательных программ за счет «модульной» структуры сборки: в качестве «модулей» могут выступать курсы и классы разных образовательных организаций, интернет-платформ и т. п.;
  • поиском и созданием новых инструментов объективной оценки качества образования как на уровне индивидуума, так и на уровне оценки эффективности образовательных систем.

Читайте полную статью, чтобы узнать больше о других трендах в изменении разделения труда в системе общего образования в обозримом будущем, а также об особенностях существующих систем разделения труда.



Экспертам ИСПО присудили учёные степени кандидатов педагогических наук


24 апреля 2024 г.


В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и.о. директору ИСПО имени К. Д. Ушинского Сергею Еремину и начальнику Департамента среднего общего образования и общегуманитарного цикла Владлену Самбуру присуждены учёные степени

Педагоги ИКИ провели занятия в международной онлайн-школе «Чайка»


24 апреля 2024 г.


Продолжаем международное сотрудничество — преподаватели департамента СКД и сценических искусств ИКИ МГПУ провели в апреле мастер-классы по сценической речи для русскоговорящих детей, живущих за границей

Главные новости