Международный Симпозиум в Пекине, объединивший специалистов из России, Китая, Малайзии, Монголии и других стран, стал площадкой для обсуждения актуальных вопросов специального образования — от междисциплинарных подходов до передовых ассистивных технологий, сочетающих традиционные и инновационные практики.
На базе колледжа специального образования Пекинского объединённого университета прошёл международный Симпозиум «Инновации, интеграция и расширение прав и возможностей: различные пути и практические исследования в области развития специального образования».
В работе симпозиума приняли участие ученые и практики Китая, специального административного района Гонконг, России, Малайзии, Монголии, США, Польши. Прошедший симпозиум стал платформой для дискуссий, обмена опытом по проблемам поиска путей эффективного развития детей с особыми образовательными потребностями, междисциплинарного взаимодействия и междисциплинарных исследований в области инклюзивного и специального образования, использования искусственного интеллекта в инклюзивном и специальном образовании и смежных областях.
Работа симпозиума включала пленарную часть, на которой были представлены теоретические, культурно-исторические аспекты, актуальные проблемы и вызовы инклюзивного образования. На трёх секциях симпозиума были представлены доклады учёных разных стран, в которых более детально были обсуждены вопросы в сфере оказания помощи лицам с особыми образовательными потребностями, в частности:
- поддержка детей с нарушениями развития на жизненном пути;
- междисциплинарные подходы к инклюзивному образованию;
- интеллектуальные ассистивные технологии для расширения возможностей инклюзивного образования.
В работе симпозиума приняла участие Караневская Ольга Викторовна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент Института психологии и комплексной реабилитации. В докладе междисциплинарной команды, которая включала юриста РБОО «Центра лечебной педагогики» Заблоцкис Елену Юрьевну, были рассмотрены вызовы и задачи, которые стоят перед искусственным интеллектом (ИИ) в сфере реализации прав людей с нарушениями развития. Представлен анализ происходящих изменений в сфере законодательства, результаты исследования необходимости в использовании альтернативной и дополнительной коммуникации, визуальных опор и понятного (простого) русского языка, а также алгоритм, последовательность шагов по использованию ИИ в обеспечении доступности информации для лиц с нарушениями, имеющими разный уровень понимания устной и письменной информации.
Открыл работу Симпозиума профессор Пяо Юнсинь с докладом об истории развития специального образования. Будучи одним из основателей академической области специального образования в Китае, он заложил фундамент для формирования целой системы специального образования с национальной спецификой.
В процессе работы симпозиума и в последующие дни у участников была возможность познакомиться с особенностями оказания комплексной помощи в рамках инклюзивного и специального образования. Колледж специального образования Пекинского объединённого университета является одним из ведущих учреждений, которые осуществляют подготовку специалистов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, а также обеспечивает реализацию программ подготовки студентов с нарушениями зрения и слуха к профессиональной деятельности. У участников симпозиума была уникальная возможность познакомиться с работой ведущих учреждений Пекина, оказывающих комплексную помощь семьям детей с особыми образовательными потребностями, в частности Пекинского демонстрационного центра для людей с инвалидностью, в которой оказывается значительный спектр услуг детям, подросткам, имеющим различные нарушения развития.Значительный интерес вызвала часть центра, демонстрирующая разнообразные ассистивные технологии, направленные на повышение адаптации лиц с разными нарушениями развития, такими как — нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отдельного внимания заслуживает комплексный подход, который сочетает традиционные китайские технологии и современные научные разработки в области коррекции нарушений физического развития.
В процессе работы симпозиума проходили дискуссии ученых разных стран о проблематике инклюзивного и специального образования. Представители колледжа специального образования Пекинского объединённого университета отметил большой интерес китайского педагогического и научного сообщества к программам специального образования в России.









