Top.Mail.Ru

«UniverCity: Города и Университеты»: чтение

Тема чтения занимает важное место в новом сборнике «UniverCity: Города и Университеты», подготовленном специалистами Московского городского педагогического университета.

В одной из статей сборника содержится ответ на вопрос: для чего нужно, чтобы дети читали? «Очевидный вопрос!» — скажете вы. Однако авторы исследования — сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, признаются, что поиск ответа оказался весьма непростым. В ходе исследования выяснилось, что у разных участников образовательного процесса не только разные ответы на этот вопрос, — у многих ответов просто нет. Однако проанализировав мнения каждой группы респондентов, удалось выяснить, какие ценности видят именно они в детском чтении.

Мнение подростков:

  • чтение развивает кругозор;
  • чтение учит, как поступать в сложных ситуациях.

Мнение мам и бабушек:

  • чтение расширяет кругозор;
  • чтение учит, как поступать в сложных ситуациях;
  • чтение восполняет дефицит эмоций;
  • чтение обеспечивает связь поколений.

Мнение отцов:

  • чтение позволяет общаться с детьми;
  • многие респонденты отметили, что необязательно прививать детям любовь к чтению.

Более подробно стоит сказать о мнении главных участников литературного образования — учителей и библиотекарей. У них, получивших сходное образование, но разный профессиональный опыт, мнения оказались разными. Некоторые учителя полагают, что лучше было бы сделать уроки литературы факультативными — для тех подростков, которым интересно анализировать тексты. Впрочем, большинство учителей все же не готовы к таким радикальным переменам. Дважды прозвучали похожие идеи: «Растить читателя», «Развивать культуру читателя», но также «Не навредить», то есть не отбить любовь к чтению. Также учителя затронули важную мысль о том, что литература не только помогает разобраться в себе, но и понять других людей.

Полный текст исследования читайте в статье «Для чего нужно, чтобы дети читали?».

Однако, чтобы чтение не только детей, но и взрослых, было комфортным, необходимо, чтобы и пространства для чтения располагали к себе. Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ, на основе анализа библиотечных пространств Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Самары, Тюмени, Сургута, Архангельска, Хельсинки, Турку, Штутгарта, Копенгагена, Вены, Трира, Мюнхена, Сиэтла и Нью-Йорка назвала главные качества, которыми должны обладать современные библиотеки:

  1. Дружелюбность: библиотека обеспечивает её посетителям спокойное пребывание и быстрый доступ к запрашиваемым услугам.
  2. Пространство и воздух: панорамные окна, красивый вид за ними, высокие потолки, дающие ощущение воздуха, широкая расстановка мебели, позволяющая чувствовать себя свободно в общественном месте.
  3. Востребованность: необходимо создавать естественные ситуации пользования библиотекой. Например, за счет развития у детей пользовательских навыков в школьных библиотеках, создания условий для самостоятельного обращения в городские библиотеки для выполнения учебных заданий, а также за счет привлекательности библиотеки как пространства для проведения досуга.
  4. Насыщенность и связность фондов. Библиотеки должны быть укомплектованы всем необходимым, а на основе изучения реальных и потенциальных запросов горожан нужно постоянно расширять и обновлять фонды.
  5. Доступность. Библиотека должна быть устроена таким образом, чтобы ориентироваться в ней мог даже человек, не владеющий конкретным языком.

Подробнее читайте в статье «Пять качеств библиотеки, ориентированных на поддержание здоровья общества».

UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 3 / Под ред. С.Н. Вачковой, Е.А. Асоновой. — М.: Экон-информ, 2019. —  205 с.

Все статьи сборника.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»