«UniverCity: Города и Университеты»: неформальное образование

Продолжая знакомство с новым выпуском сборника «UniverCity: Города и Университеты», подготовленном специалистами Московского городского педагогического университета, предлагаем вашему вниманию исследования, посвященные неформальному и дополнительному образованию.

Целью одного из них стало выявление социально-экономических и психолого-педагогических факторов, которые влияют на выбор родителями услуг дополнительного образования для детей. Авторы исследования, Дарья Комарова, Елена Восторгова, Роман Комаров, опросили 106 родителей детей, обучающихся по различным программам дополнительного образования в Центре проектного творчества «Старт-ПРО» Института непрерывного образования МГПУ и в других учреждениях. Были собраны данные, касающиеся разнообразия видов занятий: в топе оказались спорт и физкультура (40 % ответов), исследовательская деятельность в сфере естественных наук, экология (36 %), техника, в том числе конструирование, моделирование (29 %).

Кроме того, родителей спрашивали о том, каких психолого-педагогических результатов они ждут от занятий в кружках. 68 % полагают, что основной результат занятий для детей — реализация интересов, увлечений и повышение самооценки. Интеллектуальное развитие выбрали 59 % опрошенных. 45 % родителей считают, что дополнительное образование способствует развитию коммуникабельности, умения общаться с людьми. И только 9 % родителей полагают, что дополнительное образование может дать углубленные знания по школьной программе, подготовить ребят к ОГЭ и ЕГЭ.

О других результатах этого исследования читайте в статье «Неформальные ресурсы формального образования».

Другое исследование с целью определить основные мотивы и потребности подростков и молодежи, значимые для них при выборе практик неформального образования, провели сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ. В исследовании приняли участие более 100 школьников и студентов, которые поделились мнением о столичном неформальном образовании, а также рассказали о своем опыте. Результат показал, что от неформальных образовательных практик респонденты ждут удовлетворения следующих потребностей:

  • безопасность, комфорт (физический и психологический);
  • саморазвитие;
  • независимость (приватность);
  • повышение качества жизни;
  • новые впечатления и вдохновляющая «атмосфера» неформального образования.

Что касается мотивации выбора, то участники исследования отметили, что на это повлияли рекомендации близких, стремление к самостоятельности и независимости, возможность шагнуть вперед, а также успех (признание) при первых попытках развития в данной сфере неформального образования. О подробностях исследования читайте в статье «Молодежь в пространстве неформального образования: ключевые потребности и мотивация выбора».

UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 3 / Под ред. С.Н. Вачковой, Е.А. Асоновой. – М.: Экон-информ, 2019. —  205 с.

Все статьи сборника.



«Родительство — не игра, а повседневное преодоление себя!»


06 декабря, 2019 г.


Николай Веракса рассказал «Мелу», почему всё, что происходит с ребёнком в семье и в социуме в дошкольном возрасте, — чрезвычайно важно

Лайфхак для студентов: как провести социологический опрос


03 декабря, 2019 г.


Читайте, как правильно и, самое главное, эффективно провести социологический опрос. Этот метод исследования может пригодиться при написании курсовых и дипломных работ!