В Уфе состоялось повышение квалификации управленческих команд

Сотрудники 13 образовательных организаций Республики Башкортостан прошли обучение в рамках реализации программы повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды». Мероприятие организовано Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» совместно с Лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ и является первым этапом подготовки педагогических кадров в рамках масштабной Программы фонда по развитию личностного потенциала.


Участники и организаторы

С 11 по 16 ноября 2019 года слушатели, в числе которых были управленцы, учителя, педагоги-психологи, воспитатели детских садов, руководители организаций дополнительного образования, преподаватели республиканского Института развития образования, развивали навыки в разработке проектных идей по созданию личностно-развивающей образовательной среды. Среди участников обучения — команды 10-ти школ, из которых пять сельских и две школы-интерната для одаренных детей и детей из отдаленных уголков Республики Башкортостан и соседних регионов, два детских сада и два учреждения дополнительного образования. География участников охватывает Уфу, Стерлитамак, Кимертау, Сибай, Октябрьский, а также районы республики: Кушнаренковский, Иглинский, Учалинский, Туймазинский, Аскинский.

Открытие очной части обучения началось со вступительного слова первого заместителя министра образования Республики Башкортостан Ильдара Мавлетбердина: «Участие в программе даст хороший импульс развитию образования в регионе, поскольку в ней заложен системный подход, комплексная работа настоящих профессионалов».

Выступление продолжила руководитель Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Екатерина Хаустова. Она акцентировала внимание на средообразующем характере программы, которая меняет культуру образовательной организации.

С приветственными словами к участникам также обратились Марат Мансуров, управляющий Башкирским отделением № 8598 Сбербанка, и Гульназ Шафикова, ректор республиканского Института развития образования, доктор психологических наук, профессор, которая отметила, что педагоги «должны увидеть каждого ученика, хоть их и более тысячи в некоторых школах».


Преподаватели и эксперты

Обучение для управленцев Башкортостана провели:

  • доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук Елена Рассказова;
  • ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук Марина Пинская;
  • старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ, процесс-ориентированный терапевт (член IAPOP), специалист по психологии выбора, кандидат психологических наук Анна Фам.

В группу преподавателей и экспертов МГПУ, которые проводили в Уфе подготовку управленческих команд по вопросам стратегического проектирования, креативного мышления управленцев, моделирования предметно-пространственной среды, вошли:

  • заведующий лабораторией развития личностного потенциала Института системных проектов, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук Андрей Иоффе;
  • ученый секретарь Ученого совета, доцент, кандидат психологических наук Роман Комаров;
  • заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов, доцент, кандидат психологических наук Елена Иванова;
  • ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала Института системных проектов, кандидат исторических наук Людмила Бычкова.

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» представили:

  • руководитель Программы по развитию личностного потенциала Екатерина Хаустова;
  • руководитель направления «Внедрение» Денис Геттоев;
  • менеджер Светлана Тришкина.

В качестве преподавателя программы в Уфе перед управленцами выступил директор «Школы будущего» Калининградской области, призер Всероссийского конкурса «Директор школы — 2013» Алексей Голубицкий. «Школа будущего» — участник Программы по развитию личностного потенциала. Алексей Голубицкий не только представил диагностический инструментарий образовательной среды, разработанный профессором В.А. Ясвиным, но и познакомил слушателей с интересным опытом проектирования личностно-развивающей образовательной среды в «Школе будущего».

Результаты работы

Последний день обучения стал настоящим фестивалем проектных идей по созданию личностно-развивающей образовательной среды. Все команды-участницы успешно представили концепции управленческих проектов. Среди них:

  • «Умная школа #mariinka2020 — шаг в будущее» (Гимназия № 3, г. Уфа);
  • «Клуб «Время блогеров» как средство формирования коммуникативных навыков через создание личностно-развивающей образовательной среды (СОШ № 1, г. Стерлитамак);
  • «Система формирования стрессоустойчивости для развития личностного потенциала» (Гимназия с. Кушнаренково);
  • «Создание Хобби-room в образовательной организации как территории свободного развития» (СОШ № 1 с. Иглино) и другие.

В концепциях проектов был сделан акцент на развитии социальной составляющей образовательной среды, отмечалась потребность в развитии эмоционального интеллекта всех участников образовательного процесса, уделялось внимание изменениям в предметно-пространственной среде с активным привлечением самих обучающихся через использование инструмента сопричастного проектирования.

Социальный педагог Ольга Гуц из села Иглино по завершении обучения рассказала, что для нее стало самым важным итогом: «Считаю программу повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» очень продуктивной. Мы получили не только новые знания, но и методики, технологии развития личностного потенциала. Для разрешения сложных ситуаций и улучшения взаимоотношений в школе будем заключать соглашение между всеми участниками образовательного процесса. По итогам обучения мы поняли, насколько важно создать положительный эмоциональный климат в образовательной организации. Очень понравились все лекции и тренинги, в которых участвовали нашей школьной командой. Особенно интересно было создавать новые креативные идеи для образовательной среды, а затем проектировать личностно-развивающую образовательную среду нашей школы. Уезжаем домой с чувством благодарности всем организаторам программы повышения квалификации и желанием работать дальше».

В течение двух месяцев управленческие команды будут дорабатывать свои концепции в полномасштабные проекты по созданию личностно-развивающей образовательной среды в своих образовательных организациях. Всего к 2023 году участниками программы в Башкортостане станут около почти 2000 педагогов и управленцев из 131 школы, детских сада и учреждений дополнительного образования.

Программа по развитию личностного потенциала продолжается. И уже 25−30 ноября 2019 года БФ «Вклад в будущее» и Лаборатория развития личностного потенциала Института системных проектов МГПУ в образовании проведут обучение управленческих команд Липецкой области.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»

Главные новости