Вырастая, российские школьники перестают читать?

Не так давно российские школьники показали самые высокие результаты в международном рейтинге читательской грамотности PIRLS. Заведующий лабораторией развития ребёнка МГПУ Игорь Шиян рассказал Татьяне Волошко из MEL.FM, что значит это исследование, почему с начальной школой у нас лучше, чем со старшей, и как это можно изменить.

Международное исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) проводится с 2001 года (раз в пять лет) и оценивает качество чтения и понимания текста детьми, которые оканчивают начальную школу, — у нас это четвероклассники. Вообще, PIRLS проверяет только читательскую грамотность школьников, но глава Рособрнадзора Сергей Кравцов считает, что оно в целом оценивает уровень начального образования в стране.

В последнем исследовании PIRLS (оно проводилось в 2016 году, но результаты стали известны только в декабре 2017-го) участвовали больше 340 тысяч детей из 50 стран и 11 территорий. Они читали два текста — художественный и научно-популярный, а потом отвечали на вопросы к ним.

Татьяна Волошко: В самом первом исследовании PIRLS, в 2001 году школьники из России заняли 16-е место (из 35 стран). А в 2017 году — первое место (из 50 стран). Что изменилось и помогло нашим школьникам показать такие результаты?

Игорь Шиян: Исследование PIRLS — это пример, как международные измерения и результаты влияют на содержания образования. Исследование 2001 года стало одним из стимулов изменения образовательных стандартов — за последние 15 лет они были дважды модифицированы. Россия, кстати, показала отличные результаты и в двух предыдущих PIRLS: в 2006 году — первое место, а в 2011 году — второе. И вот почему:

1. Приняты новые стандарты начального школьного образования (появились метапредметные результаты и читательская грамотность — один из них). И результаты PIRLS говорят об успешности этих стандартов. Когда-то качество чтения проверялось завучем в коридоре и измерялось количеством слов, которое ребёнок сможет прочесть за минуту. Представление о качестве чтения изменилось — и это тоже важно.

2. Мы не перестали быть читающей страной. Результаты наших младшеклассников в PIRLS — сильный удар по этому мифу. В семьях осталась культура чтения и сохранился культ домашней библиотеки. А библиотеки переходят на новые форматы работы, привлекая к себе читателей.

3. Стало больше гаджетов (и это плюс). Обычно гаджеты, наоборот, связывают с тем, что дети перестают читать или читают неправильно. Но у психолога Льва Выготского есть интересное замечание: ребёнок начинает читать тогда, когда ему нужно. В этом смысле гаджет мотивирует читать.

Почему тогда некоторые учителя старших классов говорят, что у детей проблемы с чтением, что они не умеют анализировать текст, отвечать на вопросы, выделять главную мысль. Они говорят о каких-то других детях?

Тут важно уточнить: PIRLS — это измерения качества чтения для чтения. А дальше идёт следующий этап: чтение для решения задач. И именно в этом (по результатам другого международного исследования для старшеклассников PISA) мы не очень успешны. Наша задача — понять как выстраивать работу с читательской грамотностью в средней школе, чтобы это достижение не потерять к старшей. Чтобы дети не просто читали, но и применяли это умение в решении задач.

Продолжить чтение на сайте mel.fm



Курсы повышения квалификации по финансовой грамотности


18 января, 2018 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик приглашает на курсы повышения квалификации «Методика развития финансовой грамотности школьников в игровой форме». Начало занятий — 6 февраля

Курсы повышения квалификации «Практики педагогики искусства и театральной педагогики в социокультурном проекте»


16 января, 2018 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ приглашает на курсы повышения квалификации «Практики педагогики искусства и театральной педагогики в социокультурном проекте», организованные совместно с Московским областным ТЮЗом.