Top.Mail.Ru

Золотой медалист и компатриот: как шла подготовка к чемпионату Ворлдскиллс

Алексей Богданов, студент четвертого курса бакалавриата ИИЯ МГПУ получил золотую медаль в компетенции «Преподавание английского языка в дистанционном формате» на Финале V Национального Межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» 2021.

Медалист и компатриот Екатерина Савкина, ассистент кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации ИИЯ МГПУ рассказали о том, как проходила подготовка к чемпионату, а также почему студентам стоит участвовать в профильных конкурсах.

— Алексей, как прошла ваша стажировка в Англии? Повлиял ли этот опыт на ваши результаты на чемпионате? (во втором семестре 3 курса Алексей проходил стажировку в Англии— прим. ред.)

—  Я считаю, что моя стажировка помогла мне по-новому взглянуть на некоторые вещи, в том числе и на методику обучения иностранным языкам. Со мной работали преподаватели из разных стран мира (Китая, Италии, Германии, Великобритании), и они изменили мое представление о том, как может быть построен урок английского языка. Я узнал о новых технологиях в обучении, подходах, цифровых ресурсах и способах повышения мотивации учащихся. Например, очень часто используются приемы развития учебной автономии у студентов, когда мы им даем право определения части своего индивидуального образовательного маршрута. Мотивацию могут повысить даже домашние задания, которые будут для каждого учащегося своими в зависимости от его интересов, потребностей и стиля обучения. Конечно, от учителя это требует больших усилий, но именно такой подход позволяет сделать обучение личностно-ориентированным.

— Какие инсайты, открытия для самого себя пришли в процессе подготовки и на чемпионате? Какие точки роста вы нашли?

—  Несмотря на то, что я принимал участие в чемпионате уже третий раз, я всё равно для себя открыл много новых моментов, связанных с обучением в дистанционном формате.
Я сделал интересные ролевые карточки для своего разговорного клуба «Film Buff», которые отличались коммуникативностью и были направлены на повышение познавательного интереса учащихся — это мой первый опыт подготовки подобной авторской разработки. Кроме того, впервые в рамках языкового модуля было предложено написать на эссе, а формальное письмо, но меня это нисколько не потревожило, так как у меня есть опыт сдачи международных экзаменов.

Я определил для себя и векторы профессионального развития. На мой взгляд, не бывает идеального урока, и всегда есть то, что нужно совершенствовать, начиная от используемых на уроке платформ и заканчивая предлагаемыми учителем заданиями. Очень важно и правильно выстраивать коммуникацию на уроке, устанавливать эмоциональную связь с учеником. Я думаю, что я буду постоянно проходить курсы повышения квалификации по лингвистическим, психологическим и методическим направлениям, чтобы не отстать от современных трендов в обучении иностранным языкам.

— Расскажите, пожалуйста о процессе подготовки к Межвузовскому чемпионату «Молодые профессионалы» 2021. Как проходила работа с экспертом-компатриотом Екатериной Савкиной? Работали ли вы вместе раньше? Как взаимодействовали, когда находились в разных странах в период вашей стажировки в Англии? В чем вообще заключается работа с компатриотом?

—  С Екатериной Александровной мы очень тесно взаимодействовали с вузовского этапа чемпионата. До этого мы реализовывали несколько совместных проектов в рамках кафедры (например, организовывали новогоднее поздравление для сотрудников ИИЯ). Компатриот — это в какой-то степени наставник каждого участника, помогающий ему подготовиться к конкурсу, оказывающий ему моральную и методическую поддержку. Мы с Екатериной Александровной разбирали большое количество планов уроков, представленных в отечественных и зарубежных методических пособиях, искали идеи для собственных уроков, учились методически верно формулировать задачи урока. Мы старались определить потенциальные проблемы, которые могут возникнуть на конкурсе, а также наметить пути их решения.

Во время моего обучения в Англии не было известно, смогу ли я принять участие в межвузовском этапе, поскольку дата соревнования постоянно менялась под влиянием внешних факторов. Тем не менее, мы с Екатериной Александровной продолжали последовательно готовиться к конкурсу, потому что методика обучения нужна не только на конкурсе, но и в профессии.

— Что самое главное вы выносите для себя из подобных проектов? Почему студентам стоит участвовать в профильных конкурсах?

—  Мне кажется, что участие в подобных конкурсах — это в первую очередь о бесценном опыте и возможности попробовать себя в избранной профессии. Это возможность посмотреть, как теория работает на практике. Это шанс почерпнуть для себя что-то новое и затем использовать это в педагогической практике. На мой взгляд, студентам обязательно следует участвовать в подобных конкурсах, выходить из зоны комфорта и становиться лучшей версией самих себя в профессиональном и личностном планах. Кроме того, конкурсы помогают познакомиться с единомышленниками и обменяться интересными идеями!

Екатерина Александровна рассказала о своем опыте наставничества и о том, как проходила подготовка финалиста с ее стороны.

Расскажите, пожалуйста, в чем заключается работа эксперта-компатриота?

— Мне кажется, что это самый популярный вопрос, который задают всем экспертам-компатриотам. Эксперт-компатриот — это, прежде всего, наставник, который помогает своему участнику готовиться к конкурсным заданиям. На самом чемпионате эксперт-компатриот представляет интересы своего конкурсанта и следит, чтобы они не были нарушены. Нам приходится иметь дело с большим объемом документации, работая с протоколами и ведомостями. Во время конкурса эксперт-компатриот участвует в оценивании других участников. Своих подопечных мы не проверяем, чтобы все оставалось максимально объективно.

Первостепенной задачей в деятельности эксперта-компатриота является работа со студентом. Именно взаимодействие компатриота и участника дает обоим силы двигаться дальше и справляться со всеми испытаниями. Здесь очень важна моральная поддержка компатриота, потому что на конкурсе участники сильно нервничают, и компатриоту необходимо понимать настроение своего конкурсанта и грамотно его отвлечь от забот, которые могут помешать успеху.

— Как шла подготовка к чемпионату с Алексеем Богдановым, когда он находился на стажировке в Англии?

— Когда Алексей находился в Англии, не была известна точно дата конкурса. Как мы знаем, несколько раз межвуз переносился, поэтому наша подготовка то начиналась, то приостанавливалась. Для нас это третий совместный чемпионат, поэтому мы на 70% изначально были готовы. У нас уже выработалась своя стратегия подготовки, мы научились понимать друг друга, что позволяло нам чувствовать себя уверенными в своих силах. Остальные 30% мы нагоняли звонками в MS Teams, обсуждая конкурсные задания. Языковая подготовка у Алексея всегда была на высшем уровне, и в Ноттингеме он продолжал совершенствовать свою иноязычную коммуникативную компетенцию, поэтому мы больше обращали внимание на методические аспекты. Мы разбирали с ним разные планы уроков, искали интересные онлайн платформы, пытаясь найти то, что сможет покорить наших уважаемые экспертов. Некоторым образом, помогал наш опыт подготовки к Олимпиаде «Я-профессионал», потому что в рамках этого конкурса тоже необходимо было готовить урок.

— В чем специфика и ценность чемпионата «Молодые профессионалы» как профильного конкурса?

— У данного конкурса по нашей компетенции «Преподавание английского языка в дистанционном формате» прямая ориентация на преподавание в дистанционном формате. Большинство конкурсов рассчитано на очный формат, но наш мир меняется, новые формы организации учебного процесса замещают привычные. Стоит отметить, что современному учителю необходимо уметь применять новые технологии на своих занятиях и уметь проводить дистанционные уроки, что делает данное соревнование особенно актуальным. Чемпионат показывает, насколько наши студенты готовы стать учителями в современном мире, насколько они способны выходить из затруднительных ситуаций, демонстрировать ИКТ грамотность, в каком мере они могут проявлять свой креатив.

— Как наставничество помогает вам в преподавательской деятельности?

— Когда мы готовимся к методической части конкурса, мы делимся друг с другом своими находками, пытаемся понять, как построить урок так, чтобы это было максимально интерактивно и эффективно. Иногда студенты знают то, что уже не знают их наставники, поэтому процесс подготовки становится двусторонним, и мы учимся друг у друга. Во время проверки работ других конкурсантов тоже можно найти много интересного. Я, например, мысленно уже отмечаю в своих занятиях то, за что могла получить баллы, если бы мое занятие оценивали на конкурсе. Компатриоты значительно совершенствуют свою профессионально-методическую компетентность от конкурса к конкурсу.

— Почему студентам стоит участвовать в профильных конкурсах?

— Во-первых, стоит участвовать ради опыта и проверки самого себя. На конкурсе дается ограниченное количество времени, и у участника есть возможность узнать на что он способен за такой короткий период времени. После такого испытания конкурсанты иначе смотрят на свою преподавательскую деятельность, у них появляется вера в себя.

Во-вторых, это отличная возможность познакомиться с такими же мотивированными студентами. Я лично наблюдала, как после конкурса соперники становятся друзьями и общаются дальше. У студентов, которые приходят на такие конкурсы, много общих интересов.

В-третьих, это взаимодействие с компатриотом. Участник получает большое количество личных консультаций со своим наставником, что позволяет студенту совершенствовать свое педагогическое мастерство.

В-четвертых, это эмоции. Все мои участники с большой теплотой вспоминают чемпионаты. Каждому запомнилось что-то свое. Какие-то чемпионаты у нас были в других городах. Например, с Алексеем мы были в Казани на DigitalSkills 2021. Организаторы чемпионата устроили для всех экскурсию по городу в последний день конкурса перед оглашением результатов. Получилось не только поучаствовать в конкурсе, но и посмотреть Казань.

Когда я была студентом, наша компетенция только начинала развиваться и у меня не было возможности поучаствовать, поэтому советую студентам не бояться и погрузиться в атмосферу конкурсов. Вас это может в хорошем смысле «затянуть», и вы сможете найти себя.


Персоны



Выпускники МГПУ вошли в список финалистов конкурса «Педагоги года Москвы»


26 апреля 2024 г.


Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания направлен на выявление талантливых учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных организаций

Неформальные связи в Древнем Риме исследуют российские историки


26 апреля 2024 г.


Ученые Московского городского педагогического университета и Самарского университета им. Королева рассмотрят историю Древнего Рима императорской эпохи с точки зрения значимости личных связей и неформальных контактов

Главные новости