Top.Mail.Ru

Молодость сжалась до фуд-корта: ТЦ как место юношеского досуга

Московский городской педагогический университет (МГПУ) изучил времяпровождение столичной молодёжи. Результаты предсказуемы — основным местом досуга оказались фуд-корты торговых центров. 89% опрошенных собираются там лишь потому, что там тепло — видна разница между посещениями подобных мест подростками летом и зимой. Такие заведения удобно расположены — от школы или дома до ТЦ можно добраться в среднем за 15 минут. В больших городах квартиры не предназначены для домашних посиделок, поэтому 61% школьников выбирают ресторан быстрого питания в качестве места для общения. Лишь 16% подростков приходят в ресторанные дворики с целью знакомства. Подробнее об исследовании NEWS.ru поговорил с профессором университета, доктором педагогических наук Борисом Куприяновым.

— Что можно сказать о репрезентативности вашего исследования, какие районы города изучались и какие группы молодёжи?

— У нас было два метода сбора информации: наблюдение на фуд-кортах и опрос завсегдатаев этих мест. В ходе наблюдения за 138 часов мы обнаружили 980 подростковых компаний на 31 фуд-корте. Наблюдатели работали в семи районах города. Районы выбирались произвольно. В центре была выбрана станция метро «Таганская» с пятью точками быстрого питания. Чуть дальше от центра — проспект Мира. Две станции на юго-востоке: метро «Выхино» и «Братиславская» (по четыре фуд-корта). Ещё на Ленинградском и Боровском шоссе — в Западном административном округе, пять точек на Хорошевском (север столицы). При наблюдении возраст посетителей определяли на глаз — чтобы это были подростки-школьники. Понятно, что студенты-первокурсники могли где-то сойти за компанию школьных подростков. Мы не уточняли, кто именно эти молодые люди, только наблюдали. Валидными оказались 816 подростковых компаний, в среднем по три человека.

Помимо наблюдений был ещё и опрос. Он проводился среди студентов вузов — выпускников столичных школ и среди школьников. Опрашивали 172 человека выпускников (18−20 лет) и 51 старшеклассника (возраст 16−17 лет). Большинство мы опрашивали дистанционно, хотя некоторых — непосредственно.

9a257110-e0ef-11ec-9f64-02420a0000c9_930
ae8ae490-e0f0-11ec-bc8b-02420a0000c9_930
6db34d0e-e0f0-11ec-83eb-02420a0000c9_930
— Можно ли судить, насколько давно фуд-корты стали основным местом времяпровождения подростков?

— Если говорить с точки зрения исследования, то мы это не оценивали. Лично могу предположить, что так стало примерно с конца 1990-х — начала 2000-х. Причин тому много, не только появление таких пространств, но и то, что подростки в других пространствах оказались лишними.

— Кем и когда выкинуты?

— В середине нулевых запустили нацпроект «Образование», который сориентировал школы преимущественно на обучение и учебные результаты, воспитанию уделили мало внимания, поэтому места для подросткового общения остались не в каждой школе. Изменения в дополнительном образовании примерно с 2010 года привели к тому, что неформальные компании подростков не вписались в новую образовательную реальность. Внешкольное воспитание, существовавшее в советское время и имевшее клубный характер, как раз для подросткового общения, ушло в прошлое. Помимо изменений в образовании, московские дворы превратились в автостоянки (с ростом машинизации населения). Все эти и некоторые другие процессы привели к тому, что у подростков не стало пространств, кроме фуд-кортов, откуда хотя бы не гонят.

— Насколько это соответствует тенденциям в других странах?

— Когда в США начался подобный процесс, владельцы фуд-кортов начали жаловаться властям на то, что тинейджерские компании «создают напряженность» для покупателей. В итоге в некоторых штатах запретили подросткам быть на этих площадках без родителей. В Европе — по-разному, все зависит от конкретного города. Именно в Европе и США в конце 1990-х годов возникла и получила широкую популярность концепция «дружелюбного города» по отношению к детям — child friendly city. В Москве в последние годы эта идеология также взята на вооружение, проводятся исследования, реализуются проекты развития городской среды. Многими экспертами признано, что подростки — наиболее уязвимая категория горожан.

Помните громкие истории с «Ямой»? Это пример того, как подростки заселили это пространство. Видно, что у них есть потребность своего пространства. В Германии существуют сеть молодежных центров, в которых можно просто быть — приходи и тусуйся. Другое дело, что фуд-корты, например, удобно расположены — их строят на точках пересечения дорожных локаций.

— Согласно результатам вашего исследования, в первую очередь фуд-корты привлекают тем, что «там тепло».

— Да, характерно для нашей северной страны. Когда становится теплее, молодые люди разбредаются во дворы, на открытые площадки. Хотя, как я уже говорил, двор превратился в автостоянку, там есть прекрасные детские игровые площадки, а пространства для подростков не организованы.

— А какие площадки город мог бы предоставить подросткам?

— Хороший вопрос. В первую очередь на ум приходят библиотеки. Хотя этот вопрос требует проработки. Но важнее другое — часто мы относимся к подросткам как к проблеме, которую нужно решать, а не как к потенциальному партнеру. Однако в мире есть примеры партнерского подхода. Это так называемое школьное партисипаторное бюджетирование — практика, зародившаяся во Франции и ныне существующая в других местах, в Бостоне молодежное партисипаторное бюджетирование. Партисипаторный в переводе на русский — «соучаствующий», то есть подросткам дают возможность распорядиться частью бюджета (школы или города) для обустройства собственных пространств. Обучение и воспитание тоже должно быть соучаствующим. В советское время школьники ощущали себя частью общества, частью общего дела, соучаствовали в делах взрослых. Часто ли? Реально или номинально? Вопросы эти непростые, но субъективно причастность к общественной жизни была.

— Если попытаться вернуть активное участие подростков в жизни школы, не будут ли они её избегать просто потому, что привыкли в этом месте себя сдерживать и не смогут быть раскованными?

— Возможно. Однако это, впрочем, всё на глазок, нам нужны реальные исследования. Воспитание — это про означенность пространств (про то, как сделать значимым для ребенка школу, двор, город, страну). Одно и то же пространство может быть означено по-разному, и ребенок это будет по-разному считывать. Восприятие школы, как мне кажется, зависит от того, как устроена жизнь, чем (какими детскими переживаниями) наполнена. К сожалению, сегодня немало школ, которые воспринимаются как планета Железяка, где нет ни растительности, ни полезных ископаемых, одни только роботы. Нужно постараться в школу вернуть жизнь.

Читать материал в источнике


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»