Top.Mail.Ru
Куприянов Борис Викторович

Куприянов Борис Викторович

Должность: Профессор департамента педагогики

Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук, профессор


+7 (499) 253-05-48 доб. 109

KupriyanovBV@mgpu.ru

123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1


Преподаваемые дисциплины
«Педагогика»;
«Проектирование в основном и дополнительном образовании»
«Нормативные основы работы с временным детским коллективом»;
«Управление программами воспитания в образовательной организации»;
Научно-преподавательский стаж
31 год
Заслуги, награды

Грамота Министерства образования и науки РФ — за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки квалифицированных специалистов награжден (2010 г.).

Уровень образования, квалификации
Образование высшее
Направление подготовки (или специальность)
«История» с дополнительной специальностью «Педагогика»
Общий стаж
32 года
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
- 2021 г. в Учебно-консультационном центре Фонда развития детских лагерей (г. Новосибирск) по программе «Менеджмент в сфере детского отдыха и оздоровления» (144 часа).
Основные публикации

1. Куприянов Б.В. Жевательная резинка в жизненном мире советских детей 1960−1980 годов (реконструкция по современным воспоминаниям) // Этнографическое обозрение. 2023. № 6. С. 192−210.
2. Куприянов Б.В., Порохова А.А. Трансформация новогоднего праздника в СССР: реконструкция по современным воспоминаниям о советском детстве
//Этнографическое обозрение. 2022. № 3. С. 176−196.
3. Куприянов Б. В. Диагностика школьной вовлеченности обучающихся — участников практик инициативного бюджетирования // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 1. С. 119−130.
4. Куприянов Б.В., Кудряшёв А.В. Борьба советских пионеров с хулиганами по материалам «Пионерской правды» 1950-х — 1960-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12. № 4 (102) [Электронный ресурс].
5. Kupriyanov B.V. Soviet Adolescents' First Experiences of Romantic Feelings and Relationships at Pioneer Camps between the 1960s and 1980s// Russian Education & Society, 2019. Vol. 61. p.125−138
6. Куприянов Б. В., Кудряшёв А. В., Арапова П. И. Внешкольные пространства социализации советских школьников (социально-педагогическая реконструкция). Монография. М.: Издательство ООО «Сам Полиграфист», 2023. 322 с.
7. Организация досуговых мероприятий: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности 50 148 «Педагогика дополнительного образования» / [Б. В. Куприянов и др.]; под ред. Б. В. Куприянова. М.: Академия, 2019. 283 с.
8. Куприянов, Б. В. Миновская О. В., Ручко Л. С. Организация детского отдыха. Методика организации ролевой игры: практ. пособие для акад. бакалавриата. М.: Юрайт, 2024. 215 с.

О себе

Имеет значительный опыт разработки концепций, стратегий и программ развития «Программа развития Всероссийского детского центра «Орленок», ноябрь 2019 г., «Разработка примерной программы основного общего образования», «Разработка примерной программы общего среднего образования» МГПУ (2015−2016 гг.), «Разработка модели формирования финансовой грамотности у обучающихся средствами интерактивного обучения», МГПУ, Минфин РФ (2017−2019 гг.), «Разработка концепции реализации школьного инициативного бюджетирования в образовательных организациях РФ» НИФИ Минфина РФ (2021 г.).
Б.В. Куприянов является членом диссертационных советов при МГПУ: Д72.2.007.07 при МГПУ (5.8.1 — общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.7 — теория и методика профессионального образования), Д 850.007.04 по специальностям 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» (музыка) и 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности».

Область научных интересов

Институциональные проблемы социализации подрастающего поколения;
Педагогика повседневности;
Erlebnispädagogik;
Социально-педагогическая антропология детства ХХ века;
Теория и методика воспитания во временных детских объединениях;
Теория и методика воспитания детей и молодежи в клубных сообществах;
Педагогика дополнительного образования детей;
Теория и методика профессионального образования.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.03.01 Педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.03.01 Педагогическое образование, «Начальное образование»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, «Начальное образование»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, иностранный язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, информатика»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Начальное образование, русский язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Дошкольное образование, иностранный язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Дошкольное образование, начальное образование»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Дошкольное образование, русский язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «История, обществознание»
44.04.01 Педагогическое образование, «Управление воспитательными системами»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Начальное образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Кадетское образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Теория и методика воспитательной работы»
44.06.01 Образование и педагогические науки, «5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования»
44.06.01 Образование и педагогические науки, «5.8.7. Методология и технология профессионального образования»

Как жвачка научила советских детей бизнесу

Профессор МГПУ Борис Куприянов рассказал изданию «Коммерсантъ Наука» о своем исследовании, посвященном тому, как ароматная сладкая пластинка способствовала взрослению советских детей, учила юных пионеров рыночным отношениям и монетарной практике

Борис Куприянов стал гостем программы Тутты Ларсен

Эксперт МГПУ Борис Куприянов стал гостем программы «ДО.ONLINE» и поделился с Туттой Ларсен своими мыслями о том, как вырастить воспитанного ребенка

Обратились к истокам. Ученые исследовали временный детский коллектив

Динамика развития отряда, подростки-лидеры и аутсайдеры, а также ожидания детей от пребывания в лагере: РИА Новости об исследовании, научным руководителем которого является эксперт МГПУ Борис Куприянов

Почему московская молодежь предпочитает проводить досуг в торговых центрах?

Профессор МГПУ Борис Куприянов поделился с порталом UzDaily первыми итогами исследования, почему московских подростков так часто можно видеть в ресторанах быстрого питания

Зачем разрешать ребенку баловаться?

Эксперт МГПУ Борис Куприянов провел исследование, в ходе которого выяснил, почему детская шалость — это абсолютно нормально. На портале Psychologies.ru профессор рассказал, как родителям и воспитателям стоит относиться к баловству

«Вести Подмосковья» о юношеском досуге на фуд-кортах Москвы

«Вести Подмосковья» поговорили с Борисом Куприяновым об исследовании МГПУ о притягательности фуд-кортов для подростков

Газета «Московский Комсомолец» об исследовании МГПУ

Профессор МГПУ Борис Куприянов поделился с газетой "Московский Комсомолец" содержанием материалов исследования о притягательности фуд-кортов для подростков

Борис Куприянов на М24 о популярности фуд-кортов среди подростков

Профессор МГПУ Борис Куприянов рассказал «Москве 24» о причинах притягательности фуд-кортов для столичных подростков

Молодость сжалась до фуд-корта: ТЦ как место юношеского досуга

Учёные МГПУ изучили, как московская молодёжь проводит своё свободное время. Об этом — в интервью доктора педагогических наук Бориса Куприянова порталу «News.ru»