Top.Mail.Ru

Как превратить детское любопытство в любознательность и научное мышление

Поддержание детской вопросительности — важная и сложная задача. Но как детское удивление превратить в вопрос? Как помочь ребенку развить наблюдательность и чувствительность к реальности? Об этом газете «Вести образования» рассказал Алексей Юшков, эксперт Института содержания, методов и технологий образования МГПУ.

Создавайте точки удивления

Философы утверждают, что мышление начинается с удивления.

Предложите первоклассникам поделиться своими наблюдениями и удивлениями.

Начинайте с простого. Вот головастики. Что в них особенного? Они живут под водой, а потом — на суше. Рыбы так не могут.
Вот улитка, которая ползет по вертикальной стене. А что здесь необычного? Так ведь лап нет, держаться нечем, а не падает.
А термиты — такие маленькие, а термитники такие невероятно огромные.

Превратите удивление в вопрос

Удивление должно воплотиться в вопросе.

Исследовательский вопрос — это вопрос, углубляющий знание о предмете. Он основан на том, что человек осознал: что-то противоречит имеющемуся у него опыту.

Вот мы обнаружили, что у божьей коровки есть большие прозрачные тонкие крылья, которые она прячет под жёсткими глянцевыми надкрыльями. Какие вопросы возникают по этому поводу? Дети спрашивают: «А как они складываются, почему они не мнутся, как, за счет чего разворачиваются?»

Улитка поднимается вверх по гладкой стене и не падает. Какой вопрос можно задать к этой ситуации? А почему (благодаря чему) не падает? За счет слизи? А почему сама к ней не прилипает? — спорят сами с собой первоклассники.

Монетка, нагретая на огне, не проходит в отверстие, в которое она проходила в холодном состоянии. Она увеличилась в размерах? Как это возможно? — удивляются второклассники. Это же не тесто на дрожжах.
Если нет вопроса — нет смысла заниматься исследовательской деятельностью.
Чтобы стать ученым, нужно уметь видеть противоречия.

Дайте детям время самостоятельно подумать

Познавательный вопрос — это вопрос, над которым интересно думать. И это — основа исследовательского поведения.
Поэтому не будем спешить отвечать на вопросы младших школьников. Ведь, отвечая на вопрос, взрослый прекращает возможность искать ответ для ребенка.
Запишите вопросы на доске и договоритесь, что обсудите ответы, которые они нашли, на следующем уроке или через неделю.

Ваша цель — зафиксировать проблему-противоречие в мыслях ребенка и держать паузу. И да, с занятия дети уйдут не только с ответами, но и с вопросами.

Чтобы искать ответы, предложите детям побыть наблюдателями

Как организовать учебные ситуации, в которых младшие школьники действуют как исследователи, ищущие ответы на свои собственные вопросы? Вариантов много.

Например, учитель приглашает второклассников в воображаемое путешествие по мангровым зарослям, в которых живут илистые прыгуны. Учитель предлагает ребятам предположить, кто такие илистые прыгуны?

Дети высказывают свои версии. Дальше учитель предлагает задать вопросы об илистых прыгунах и записывает их на доске.
После этого смотрим фильм про этих существ. Важно, чтобы фильм шёл без звука. Ведь настоящим исследователям никто не рассказывает, на что смотреть.
После фильма — обсуждение, кто нашел ответы на собственные вопросы.

Не давайте ответы, а предложите организовать настоящее исследование

Представим, в классе живет улитка-ахатина. В какой-то момент у многих третьеклассников возникает вопрос, что ахатина любит есть.

Обсудите, как это можно экспериментально выяснить. Разговоры с детскими группами тем хороши, что, обмениваясь мнениями, дети всегда предложат вариант подходящего опыта. Обязательно предложите зафиксировать результаты опыта: сделать фото или видео и рассказать о полученных результатах.

Ведь общественное признание — важный мотиватор даже для взрослых ученых. Недаром они пишут статьи и выступают на конференциях.
Важно вести такую работу, начиная с первого класса. В первом классе ребята учатся замечать интересное, особенное, удивительное.
Во втором — фиксировать противоречия между тем, что они увидели, и привычным, высказывать версии, почему это так; задавать вопрос и учителю, и самим себе: у нас несколько версий ответов, а как на самом деле?

В третьем-четвертом классах благодаря предыдущей работе дети уже сами, за пределами уроков, начинают формулировать вопросы, которые содержат противоречия и проблемы. Эти вопросы они приносят в класс для совместных обсуждений. Например, как из жидкого белка и желтка получается твердый цыпленок? Почему щупальце осьминога может вытягиваться очень далеко, а рука человека — нет? Может ли внутреннее ядро Земли сдвинуться в сторону, если вокруг него — жидкое внешнее ядро? Как Солнце может «гореть», если вокруг — вакуум и нет кислорода?

Так детская любознательность превращается в чувствительность к новой реальности, в интерес к исследованию, в умение поставить вопросы и находить на них ответы. Главное — не спешите давать собственные ответы.

Читать материал в источнике

Фото: Марина Каталакиди с фестиваля «Загадки природы»


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости