«Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — все: и академия, и меценат, и защита»
(А. Н. Островский)
В День космонавтики 200 лет назад родился Александр Николаевич Островский — драматург и писатель, основоположник национального театра, автор 48 пьес, обладатель Уваровской премии, один из создателей Артистического кружка — общественной организации для деятелей искусств, член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Все пьесы Александра Островского были поставлены в Малом театре. Драматург принимал активное участие в репетиционном процессе, дружил с актерами труппы, создавал произведения по просьбе артистов и писал с них образы героев. К пьесам Островского театры обращаются и по сей день, так как они не теряют своей актуальности. Режиссеры ищут «волков» и «овец» в обществе, студенты театральных институтов мечтают сыграть Катерину из «Грозы» или Паратова из «Бесприданницы», а зрители находят в спектаклях знакомых и близких, живущих по принципу «свои люди — сочтемся».
Почему одно из первых произведений драматурга было запрещено Николаем I? Какому артисту Малого театра была посвящена пьеса «Бедность не порок»? За какую пьесу А. Н. Островского наградили Уваровской премией? Музыку к какому произведению автора написал Петр Чайковский? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 200-летию со дня рождения А. Островского.
«Мальчик Островский видел там не одного банкрута»
Александр Николаевич Островский родился в Москве, в семье судебного чиновника. Видеоматериал ««Родители Островского««, сценарий урока «Музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково»» погрузят в атмосферу удивительных мест, в которых жил автор. Мать занималась хозяйством и воспитанием четверых детей. Для нее важным являлось образование, поэтому юный Александр Островский занимался танцами и пением, учил французский и немецкий языки, читал Василия Тредиаковского, Василия Жуковского, Александра Пушкина. О месте жительства предков писателя и их роде деятельности учащиеся узнают из приложений «А. Н. Островский. Молодые годы» и «Островский А.Н. «Жизнь и творчество»». В сферу деятельности отца входила частная адвокатская практика, в связи с этим дом Островских всегда был заполнен купцами. Различные детские наблюдения легли в основу характеров и обстоятельств будущих произведений автора. Интерактивный материал «Купеческий портрет в русской живописи» познакомит с особенностями изображения купцов на Руси. В 1831 году скончалась мама Александра Николаевича, и через 5 лет Николай Островский женился второй раз на дочери шведского дворянина. Эмили фон Тессин продолжила обучать детей. Они изучали историю европейского искусства, греческий и итальянский языки. В 1835 году Островский поступил в Первую Московскую гимназию, во время учебы он увлекся литературой и сценическим искусством, играл в драматическом кружке. А. Островский грезил о карьере писателя, однако по совету отца поступил на юридический факультет Московского университета. Но окончить учебу, к сожалению, драматургу так и не удалось. Выяснить, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья», поможет приложение «Жизнь и творчество А. Н. Островского».
«Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года»
С 1843 года Островский работал в канцелярии Совестного суда, где в основном рассматривались семейные имущественные споры, он вел протоколы заседаний. Самые любопытные дела, манеры и внешность истцов, поведение ответчиков — все это и многое другое драматург тайком записывал в отдельную тетрадь. В 1845 году Александр Николаевич, перейдя на подобную должность в Коммерческий суд, принимал жалобы от просителей. Через 2 года был готов первый очерк писателя «Записки замоскворецкого жителя», опубликованный в газете «Московский городской листок». В этом же году напечатали его первую пьесу «Картина семейного счастья». День стал особенным для автора, так как именно тогда родился русский писатель Александр Николаевич Островский, поверивший без колебаний в свое предназначение. Он прочитал пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырева, который предрек славу драматургу. Видеоурок «Островский. Жизнь и творчество» и материал «Биография А. Н. Островского» познакомят с любопытными фактами из биографии литератора.
В 1849 году в свет вышла комедия «Свои люди — сочтемся», или «Банкрот», которая потрясла всю московскую интеллигенцию, однако через год Николай I запретил постановку пьесы и ее переиздание, поскольку купцы подали жалобу, ссылаясь на то, что вся пьеса обидна для русского купечества. За автором установили полицейский надзор, в январе 1851 года его уволили со службы. О том, что такое закладная, жеманство, авантаж
Театр Островского
В 1852 году А. Н. Островский создал комедию «Не в свои сани не садись» — первое произведение, поставленное в театре. Спектакль вышел на сцене Малого театра. Драматург репетировал вместе с артистами, помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая, для которой позже автор напишет роль Катерины; другому актеру и другу, Прову Садовскому, драматург посвятил пьесу «Бедность не порок». Сценарий урока «А. Н. Островский. Слово о драматурге. Обзор содержания пьесы „Бедность не порок“» и одноименное видео сообщат о том, какие художественные приемы используются для раскрытия персонажей и почему успех комедии превзошел ожидания автора.
Этнографическая экспедиция по Волге, состоявшаяся летом 1856 года, открыла для писателя такие города, как Тверь, Ржев, Торжок и другие. А. Н. Островский описывал быт и нравы местных жителей, их ремесла, особенности обстановки, диалекты, истории из жизни купцов. За время экспедиции были написаны пьесы «Доходное место», «Воспитанница». Спустя некоторое время после возвращения появилась драма «Гроза». Видеолекция «А. Н. Островский „Гроза“» детально остановится на сюжете и проблематике пьесы. Благодаря этому произведению в 1863 году Островский получил Уваровскую премию. Окунуться в обстановку города Калинова поможет материал «Персонажи пьесы А.Н. Островского „Гроза“». Образы героев были приняты неоднозначно современниками, интерактивный материал «Критика, посвященная пьесе А. Н. Островского „Гроза“» и сценарий урока «Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского „Гроза“» дадут возможность сравнить высказывания критиков о драме.
Конец 60-х годов XIX века ознаменован для автора периодом увлечения Смутным временем, он написал несколько исторических драм: «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева». Позже писатель отошел от исторических и народных мотивов, вернувшись к актуальным и острым современным проблемам. В 1868 году состоялась премьера комедии «На всякого мудреца довольно простоты» в Александринском театре в Петербурге. История главного героя Егора Глумова была продолжена драматургом в следующей пьесе — «Бешеные деньги». Приложения «Названия пьес А. Н. Островского», «Герои пьесы А.Н. Островского „Гроза“» и ««А. Н. Островский. Пьесы«» напомнят содержание пьес писателя и ключевые цитаты персонажей. В 70-х годах Островский написал такие произведения, как «Лес», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Не все коту Масленица», «Волки и овцы», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница». История создания пьесы «Снегурочка» интересна тем, что труппы Малого театра и Большого были объединены; подробнее о возникновении произведения сообщит интерактив «А. Н. Островский «Снегурочка»». В спектакле принимали участие артисты драмы, и балета, и оперы. Музыку создал молодой композитор Петр Чайковский. Приложение «Эскизы к опере «Снегурочка»» познакомит с работами В. Васнецова, М. Врубеля и Н. Рериха. В 1881 году фольклорные сюжеты сложились в знаменитую оперу Николая Римского-Корсакова. Характеристику героев из пьесы вы найдете в интерактивных приложениях «Герои пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»» и «Пьеса-сказка А.Н. Островского «Снегурочка»», а эпизоды экранизации произведения продемонстрируют «Фрагмент м/ф «Снегурочка»» и «Прощальная ария Снегурочки». Позднее автор пишет «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые», переводит итальянские произведения. Император Александр III определил драматурга «заведующим репертуарной частью московских театров». Островский занимался подбором репертуара и работой с актерами. Последним произведением Александра Николаевича стала пьеса «Не от мира сего», опубликованная в журнале «Русская мысль» в 1885 году уже после смерти писателя и ставшая бенефисом актрисы Полины Стрепетовой.
«Моя задача — служить русскому драматическому искусству»
А. Н. Островский внес значительный вклад в развитие русского театра. Он продолжил реалистические традиции Н. В. Гоголя в своем творчестве, написал более 40 пьес, обогативших репертуарный театр, создал школу актерского мастерства. Герои произведений драматурга являются отражением собственного времени со всеми пороками и чистым, добрым сердцем. Сегодня спектакли по пьесам А. Островского не оставляют равнодушным зрителя в зале, поэтому отечественные театры вновь и вновь обращаются к произведениям драматурга.
«Мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского»»
(И. А. Гончаров)