Top.Mail.Ru

Аргумент аргентум

Авторская колонка Игоря Реморенко.
Со следующего учебного года в школах будут вновь вручать серебряные медали, пообещал министр просвещения Сергей Кравцов. Сейчас в России выпускники школ получают только золотую медаль — «За особые успехи в учении». На нее могут рассчитывать только круглые отличники.

А до 2014 года были и серебряные медали — для тех, у кого в аттестате было не более двух четверок. У меня у самого в школе была серебряная медаль, четверки — по физкультуре и биологии. Этот металлический кругляшок лежит в моем семейном архиве.

Когда начался переход к единому государственному экзамену, абсолютное большинство вузов стало ориентироваться на выстраивание рейтинга абитуриентов исключительно по баллам ЕГЭ. Одной из причин отказа от учета медалей при поступлении стал субъективный характер их получения: учителя ставили по предметам высокие отметки, и, казалось бы, успешный выпускник получал медаль, но нередко результаты его ЕГЭ оказывались существенно более низкими. Поэтому возможность получить медаль сузилась только до отличников, а вузы стали сами решать, давать ли за наличие медали дополнительные баллы. Мы, например, не даем.

Но вместе с тем какая-то ностальгия по медалям осталась. Они были неким социальным маркером, тотемным знаком из прошлого. Ничего удивительного — некоторым людям нравится собирать грамоты, покупать обереги или коллекционировать знаки отличия. Мне кажется, такой серебряная медаль и останется — памятным знаком, поводом для личной гордости, частью семейного архива. Не думаю, что она будет давать какие-то реальные преференции при поступлении в вузы.

Но если на федеральном уровне всё же решат, что ее необходимо учитывать, то Минобрнауки должно будет внести изменения в порядок приема в вузы. Этот документ регламентирует механизмы начисления дополнительных баллов: что вузы должны учитывать обязательно, а где они могут проявить самостоятельность. Думаю, серьезных изменений в порядок приема в вузы ждать вряд ли стоит. Разве что появится норма о возможности начислить дополнительные баллы за серебряную медаль при условии наличия ЕГЭ не ниже определенного порога. Правда, это потребует тщательного моделирования и эксперимента.

Что касается разговоров о необходимости отмены ЕГЭ, то никто никакой альтернативной системы перехода из школы в вуз так и не предложил. И разработать систему более эффективную, нежели единый экзамен, пока никто не смог. К ЕГЭ могут быть претензии по качеству контрольно-измерительных материалов — их результаты не показывают уровень умений кооперироваться и общаться, критически мыслить, создавать новое. Эта проблема пока не решена нигде в мире. Хотя в последние годы проверочные материалы существенно улучшились, в них стало больше заданий на творчество и сообразительность, нежели на заучивание и повторение алгоритмов.

Тут важно помнить, что было до ЕГЭ. Каждый вуз сам разрабатывал свои измерительные материалы для вступительной кампании. И это была очень необъективная история, хотя в чем-то и выгодная для семей. Все старались заранее договориться с вузом о подготовке к экзаменам — можно было походить на курсы, предвосхитить или угадать те типы заданий, которые дадут на вступительных испытаниях.

Вряд ли стоит к такой непрозрачной системе возвращаться, ведь в конце 1990-х годов это привело к тому, что вузы создавали «дружественные» школы и поступить в университет можно было только через них. А это сильно искажало всю реальность образования: дети должны были определяться сильно заранее, с 7−8-х классов, в какой именно вуз идти, а в этом возрасте далеко не все могут делать такой осознанный выбор. Кроме того, такая система препятствовала поступлению в вузы иногородних абитуриентов, у них почти не было шансов. И это неправильно.

Кроме того, единый госэкзамен позволяет абитуриентам подать документы сразу в несколько вузов, что в случае разных экзаменов в каждом вузе практически невозможно.

Поэтому и серебряная медаль снова станет делом субъективным — школьник может сам поставить себе цель ее получить, но не исключено и неоправданное давление родителей. Здесь всё зависит от семьи: где-то гонятся за достижениями, а где-то к ним относятся спокойно.

Кроме того, раньше наличие учеников-медалистов учитывалось и при аттестации учителей. Но это уже ушло в прошлое — сейчас учителя оценивают по результатам выпускников, показателям контрольных работ и отсутствию жалоб на их работу. Не думаю, что ситуация с медалистами вернется в качестве показателя успешности учителя. Так что и тут серебряная медаль останется неким тотемом из прошлого: не очень работает, но пусть будет, если очень хочется.

Читать материал в источнике


Персоны



Университет АДА объявляет об открытии приема заявок на стипендию


16 мая 2024 г.


Азербайджанский Университет АДА сообщает о начале приема заявок на обучение в университете по стипендиальной программе, которая покрывает расходы студентов на обучение, проживание, медицинскую страховку

Прошло отчетное мероприятие студенческой организации «Право знать!»


16 мая 2024 г.


Премия была посвящена подведению итогов деятельности студентов в правовых квестах в течение 2023 - 2024 учебного года