Top.Mail.Ru

Профориентация: как предпрофессиональное образование помогает школьнику выбрать дело по душе

В 7−9 классе подросток, как правило, уже понимает свой круг интересов. Однако любить условную математику — это одно, а грамотно выбрать карьерное направление, где она пригодится, — совсем другое. Чтобы помочь ребёнку осознанно определиться с профессией, родители могут рекомендовать ему поступить после сдачи ОГЭ в предпрофессиональный класс.

Чем такие классы отличаются от обычных, как в них попасть и какие преимущества могут получить выпускники при поступлении в вуз? Ответы на эти и другие вопросы редакция «Родительского университета» искала вместе с и. о. директора Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета Михаилом Силантьевым.

Что такое предпрофессиональные классы

Предпрофессиональные классы — проект Департамента образования и науки города Москвы (ДОНМ). Он представляет собой партнёрскую систему обучения и профориентации «Школа — колледж — вуз — работодатель» и позволяет ученикам погрузиться в то или иное профессиональное направление в 10−11 классах.

По данным ведомства, сейчас такие классы открыты более чем в 360 школах столицы — это свыше 70% всех школ Москвы. При этом опыт столичных коллег постепенно перенимают регионы. Так, предпрофессиональные классы есть в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Нижнего Новгорода, Камчатского края и пр.

Образовательные программы предпрофессиональных классов отличаются следующими особенностями:

  1. Углублённое изучение профильных предметов

«У каждого направления они свои. Так, в медицинских классах изучают химию и биологию, в инженерных — математику, физику и информатику. Эти дисциплины преподают учителя с учёными степенями и званиями или прошедшие диагностику в формате ЕГЭ на экспертном уровне», — отмечает Михаил Силантьев.

  1. Баланс теории и практики

Учебный процесс должен отвечать вызовам времени, поэтому большое внимание в предпрофессиональных классах уделяется практике.

В частности, школьники:

  • занимаются на современном медицинском, инженерном, IT- и другом оборудовании;
  • получают первые профессиональные навыки на спецкурсах;
  • посещают экскурсии в профильных вузах и на предприятиях, общаются с ведущими специалистами отрасли;
  • проводят исследования или разрабатывают проекты под руководством преподавателей университетов-партнёров;
  • получают настоящие профессии на базе колледжей, не отрываясь от учёбы в школе;
  • бывают на лекциях, мастер-классах, конференциях и встречах с работодателями.

«Любая компания хочет, чтобы в ней работали мотивированные, хорошо подготовленные и ответственные люди. Для этого будущие сотрудники должны заранее понимать, как будет выглядеть их рабочий процесс. Экскурсии и учебные дни на площадках отраслевых партнёров помогают осознанно подойти к построению карьеры», — говорит Михаил Силантьев.

  1. Актуальность знаний и навыков педагогов

«Прежде чем стать учителем в предпрофессиональном классе, педагог должен успешно подготовить к ЕГЭ не менее двух выпусков 11-х классов. Кроме того, преподаватели спецкурсов проходят повышение квалификации минимум каждые три года. Это даёт им возможность обучать старшеклассников самым актуальным знаниям и навыкам. Предпрофессиональное образование объединяет не только самых мотивированных школьников, но и самых прогрессивных учителей», — отметил Силантьев.

Какие бывают предпрофессиональные классы

Проект предпрофессиональных классов ДОНМ включает шесть направлений: инженерное, IT, медицинское, предпринимательское, психолого-педагогическое и медиа.

Инженерные классы

Здесь готовят будущих специалистов высокотехнологичных отраслей производства. В московских школах есть инженерные классы технологического, химического, авиастроительного и космического профилей.

Ребята на углублённом уровне изучают математику, физику, химию и информатику, а также проходят инженерный практикум, на котором погружаются в теоретическую механику, знакомятся с электромагнитными приборами. Кроме того, они изучают технологии современного производства: практикуются в робототехнике, 3D-технологиях, работе на разнообразных станках.

Партнёры: 30 вузов и две научные организации (в т. ч. МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ МЭИ, НИЯУ МИФИ), 20 колледжей, предприятия авиастроительной, ракетно-космической, медико-фармацевтической, пищевой, косметической и других отраслей.

ИТ-классы

В ИТ-классах учатся будущие специалисты цифровых индустрий. Они углублённо изучают математику, физику и информатику. На спецкурсах школьники осваивают программирование и информационные технологии, а также знакомятся с востребованными специальностями в сферах искусственного интеллекта, кибербезопасности и др., учатся создавать 3D-модели, цифровых двойников, работать с микроконтроллерами и т. д.

Партнеры: 19 вузов (в т. ч. МФТИ, РТУ МИРЭА, Московский Политех), 30 колледжей, крупные компании — разработчики цифровых экосистем, создатели телекоммуникационных сетей, решений в области сетевой безопасности, автоматизации производства и др.

Медицинские классы

В медицинских классах школьники углублённо изучают биологию, химию и математику, знакомятся с анатомией и физиологией человека, принципами здорового образа жизни, учатся выполнять медицинские манипуляции, ухаживать за больными, оказывать первую помощь при угрожающих состояниях.

Партнеры: 6 вузов (в т. ч. Первый МГМСУ им. И. М. Сеченова, РНИМУ им. Н. И. Пирогова, РОСБИОТЕХ), 6 медицинских колледжей, московские учреждения здравоохранения — детские и взрослые поликлиники, многопрофильные стационары, подстанции скорой помощи.

Предпринимательские классы

Будущие бизнесмены углублённо изучают математику, иностранный язык и обществознание. Они погружаются в основы предпринимательской деятельности — изучают бизнес-моделирование, маркетинг, технологии продаж, управление финансами и многое другое. Также ребята проходят спецкурсы по экономике, лидерству и командообразованию.

Партнёры: 12 вузов и 1 научная организация (в т. ч. РЭУ им. Г.В. Плеханова, НИУ ВШЭ, РУДН), 10 колледжей, бизнес-клубы, объединяющие владельцев и топ-менеджеров компаний разных отраслей, банки, государственные и частные организации в сфере финансов.

Медиаклассы

В медиаклассах учатся будущие журналисты, специалисты по медиапроизводству и связям с общественностью. На углублённом уровне школьники изучают литературу, иностранный язык и обществознание. Практические навыки они получают на спецкурсах по технологиям медиапроизводства и журналистике. Отдельный пункт обязательной программы — изучение особенностей медиакоммуникаций в Москве.

Партнеры: 19 вузов (в т. ч. МГУ, МГИМО, РГГУ), 11 колледжей, российские информационные агентства, интернет-СМИ, медиахолдинги.

Психолого-педагогические классы

В психолого-педагогических классах готовят будущих специалистов по образовательным технологиям: педагогов-психологов, логопедов, дефектологов. Школьники углублённо изучают русский язык, биологию, обществознание и математику, проходят курсы по основам физиологии, социальной психологии, по современной нейронауке.

Партнёры: 5 вузов (в т. ч. МГПУ, МГППУ, МПГУ), образовательные учреждения Москвы, в том числе «ресурсные школы» — 35 столичных школ, в которых созданы особые условия для учеников с ограниченными возможностями здоровья. В них, а также в отделениях Городского психолого-педагогического центра Москвы дети проходят предпрофессиональную практику.

Какие преференции получают школьники

Помимо глубоких знаний и опыта взаимодействия с работодателями и профессионалами той или иной сферы, выпускники предпрофессиональных классов имеют следующие возможности:

  1. Получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вуз

Поскольку ребята изучают ряд предметов на углублённом уровне, это позволяет им становиться призёрами и победителями олимпиад, научно-практических конференций и конкурсов. За это вузы могут начислить дополнительные баллы к ЕГЭ (сколько именно и за какие конкретно достижения, университеты решают сами и прописывают это в порядке приёма на направления подготовки).

  1. Найти работу до окончания вуза

«Зачастую отраслевые партнёры начинают выстраивать трудовые отношения с будущими специалистами ещё на этапе их учебы в школе: приглашают на стажировки или заключают отложенные трудовые договоры. Этому способствуют ежегодные городские научно-практические конференции „Старт в медицину“, „Инженеры будущего“ и „Наука для жизни“, на которых представители работодателей могут увидеть перспективные проекты, созданные ребятами, и оценить их потенциал», — объясняет Михаил Силантьев.

  1. Сделать собственную разработку или проект

Любым работодателям важно, чтобы кандидат не только обладал нужными компетенциями, но и умел показывать результат. В этом смысле школьники, которые уже во время учёбы проводят исследования и занимаются собственными разработками, создают себе фундамент для успешной карьеры, которая будет по душе.

  1. Проверить карьерные мечты на прочность

«К моменту поступления в 10-й предпрофессиональный класс ребята уже имеют определенный набор знаний о существующих отраслях и профессиях в них. Уже в первом полугодии они могут прикоснуться к будущей профессии и убедиться, действительно ли она им подходит. Если нет — без особого труда изменить свой выбор и применить свои таланты в другой области», — сказал Михаил Силантьев.

Как поступить в предпрофессиональный класс

Для поступления в предпрофессиональный класс нужно:

  • сдать профильные предметы ОГЭ на высокие баллы;
  • выбрать школу с интересующим предпрофессиональным классом;
  • принести или подать в электронном виде заявление на имя директора;
  • предоставить данные об индивидуальных достижениях — победах в олимпиадах, конкурсах (если есть).

В зависимости от города список документов для поступления может варьироваться.

Если профессиональный класс есть в той школе, где ребёнок уже обучается, для поступления в него также нужно подать заявление на имя директора.

Источник: «Родительский университет«

Фото: ИРПО МГПУ


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»