Top.Mail.Ru

В чем причины учебных затруднений и как их преодолевать?

На рубеже 2024 и 2025 годов вышли в свет несколько изданий, подготовленных сотрудниками Института содержания, методов и технологий образования МГПУ совместно с учителями и управленцами ряда московских школ.

В сборнике «Сложные вопросы содержания образования» представлены результаты исследований по выявлению и анализу причин учебных затруднений, возникающих у учащихся при освоении отдельных тем учебных предметов, рассмотрены способы преодоления этих затруднений.

Сборник входит в серию методических исследований, проводимых ИСМиТО МГПУ. В текущем году работа методических групп Института была сосредоточена в основном на затруднениях, возникающих у обучающихся 11 классов при выполнении заданий единого государственного экзамена (ЕГЭ), но не ограничивалась этим.

Формальные учебные затруднения рассматриваются не столько как повод для мобилизации учащихся на тщательное запоминание правил посредством волевого усилия, сколько как проблема понимания, проблема содержания образования и методов обучения.

Рассмотрение каждой из представленных проблем включает в себя такие этапы, как:

  • выявление темы и описание учебных затруднений;
  • выявление причин затруднений;
  • разработка новых учебных задач, позволяющих организовать освоение нового материала с учётом обозначенных затруднений и их причин;
  • организация с учащимися процедуры рефлексии способа решения учебной задачи;
  • фиксация нового понимания.

Выявление причин учебных затруднений остаётся одним из наиболее трудоёмких этапов работы со сложными вопросами. Преодоление этих затруднений требует дополнительной педагогической рефлексии в отношении специфики предметного содержания изучаемой темы и способов ее освоения.

Материалы будут полезны учителям общеобразовательных школ, студентам педагогических вузов и исследователям образования.

Книгу с интерактивным оглавлением можно скачать по ссылке.

Изображение: из архива ИСМиТО



Методика столичного педагога для детей с ОВЗ признана лучшей в стране


08 декабря 2025 г.


Педагог-психолог школы №1357, выпускница МГПУ Татьяна Кильдюшкина стала лауреатом I степени федерального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучшая практика реализации инклюзивного дошкольного образования»

Выпускница МГПУ стала победителем областного конкурса «Волонтер года»


08 декабря 2025 г.


Выпускница института педагогики и психологии образования МГПУ Анастасия Уколова стала победителем областного конкурса «Волонтер года - 2025» в номинации «Экологическое волонтерство»

Главные новости