21−22 апреля в Российском новом университете прошел Х юбилейный Конгресс Ассоциации дислексии на тему «Актуализация логопедической коррекции: задачи профессионального сообщества». Участники обсудили актуальные вопросы диагностики, коррекции и профилактики нарушений письма и чтения у детей и взрослых, непрерывного профессионального образования логопедов. Среди экспертов конгресса были и ученые из Московского городского.
Например, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ Ольга Величенкова провела мастер-класс «Фонетика для логопедов: от теории к практике» по фонетическим разборам, от грамотного выполнения которых во многом зависит то, насколько много ошибок на письме дети будут совершать в дальнейшем.
Кандидат педагогических наук, доцент института психологии и комплексной реабилитации МГПУ и руководитель Центра для взрослых с дислексией Наталья Киселева выступила с докладом «Особенности письма у взрослых с дислексией».
Директор института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, к.пс.н., доцент Елена Ушакова рассказала о профессиональной подготовке учителей-логопедов в рамках выступления «Профессиональная подготовка учителей-логопедов: глобальные вызовы и вариативные решения».
Кандидат педагогических наук, доцент МГПУ Юлия Шулекина рассказала, что такое «тексты новой природы» и как они могут помощь в современных логопедических практиках.
На секции «Жива ли фонематическая черепаха логопедического мироздания? Систематизируем данные о причинах возникновения дислексии и дисграфии» выступила Маргарита Русецкая, Президент российской ассоциации дислексии, доктор педагогических наук, профессор МГПУ, ректор Открытого гуманитарного института, член Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку.
В рамках стендовых докладов были представлены работы старшего преподавателя ИПКР МГПУ Екатерины Хорошавиной, магистрантов направления «Система логопедической помощи в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты» Батыревой Светланы и Лапиной Дарьи.
Подводя итоги конгресса, подвела Маргарита Николаевна отметила, что мероприятие этого года, приуроченное к 90-летнему юбилею первого президента Российской ассоциации дислексии, профессора Галины Васильевны Чиркиной (1935−2013), по масштабности превзошло все предыдущие благодаря участию не только традиционных партнеров конгресса, но и новых организаций, в частности представителей сферы здравоохранения.
— На мероприятии впервые прозвучали вопросы медицинского сопровождения детей с дислексией, результаты новых аппаратурных исследований, существующих и применяемых в учреждениях здравоохранения, и аспекты дифференциальной диагностики нарушений когнитивного развития и психического здоровья. Важно, чтобы классификации и описания, которые делаются в учреждениях здравоохранения, были доступны и логопедам образовательных организаций, — заключила Маргарита Николаевна.
Отдельно президент РАД отметила широкий географический охват участников, создание нового коррекционного инструментария благодаря исследованиям лингвистов из разных стран и субъектов федерации и выразила надежду на то, что представители научного сообщества в сфере дефектологии и логопедии в ближайшем будущем смогут объединить усилия и своевременно будут получать информацию о важных изменениях в отрасли, включая законодательные. Российская ассоциация дислексии в настоящее время меняет формат работы: после 20 лет экспертного сопровождения темы нарушений письма и чтения организация переориентируется на задачи информационного обмена и сопровождения. В отсутствии государственной системы сопровождения учителей-логопедов на местах эту нишу занимают интернет-просветители, которые, прежде всего, полагаются на коммерческую выгоду. Для того, чтобы улучшить ситуацию, РАД должна решить задачу экспертного отбора, фильтрации информации и включить результаты отбора в методические сборники по сопровождению логопедов.
X Всероссийский конгресс имеет и международное дипломатическое значение. Его итогом стало подписание меморандума о сотрудничестве профессиональных ассоциаций таких стран, как Россия, Абхазия, Белоруссия, Киргизия. Таджикистан, Казахстан, Узбекистан. Эксперты из разных регионов выразили намерение развивать многоязычие, билингвальное образование, заниматься коррекцией нарушений речи у билингвальных детей, адаптацией содержания и практики под языковую специфику в каждой стране, продвигать интернациональные научные исследования, усовершенствовать образовательный туризм.
Источник: Учительская газета
Фото: Настя Чупик
Русецкая Маргарита Николаевна