Конференция, организованная Могилевским государственным областным институтом развития образования, стала площадкой для обмена между научно-педагогическими работниками лучшими мировыми практиками организации поддержки детей с особыми образовательными потребностями на всех уровнях образования. Преподаватели ИПКР представили зарубежным коллегам наработки и инновационные подходы к созданию доступной и развивающей инклюзивной образовательной среды.
30 октября 2025 года преподаватели института психологии и комплексной реабилитации приняли участие в работе Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» (Республика Беларусь, Могилев, Учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования»).
Научное событие объединило учёных, психологов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, воспитателей дошкольного образования и других представителей системы образования Беларуси и России.
В конференции участвовало более 550 педагогических работников всех регионов Могилевской области, Могилева, Минска, Брестской, Витебской, Гродненской, Гомельской и Минской областей, а также представители Министерства образования Республики Беларусь, Государственного учреждения образования «Академия образования», Института инклюзивного образования Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Института психологии и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Сергиево-Посадский колледж».
Работу пленарного заседания открыла Веретенникова Алла Вячеславовна, начальник отдела адаптации и интеграции лиц с особенностями психофизического развития Министерства образования Республики Беларусь. Алла Вячеславовна рассказала об общих подходах к реализации принципа инклюзии в республике Беларусь. Усова Татьяна Михайловна, начальник Республиканского координационного центра образования лиц с особенностями психофизического развития Государственного учреждения образования «Академия образования» продолжила работу пленарного заседания с докладом о реализации права на образование обучающихся с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии в Республике Беларусь.
Левченко Ирина Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией инклюзивного образования ИПКР и Скребец Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик ИПКР представили доклад на тему «Комплексное сопровождение детей раннего возраста с сенсорными и/или интеллектуальными нарушениями». Эксперты рассказали о работе служб ранней помощи в Российской Федерации и их направлениях работы, презентовали авторское учебно-методическое пособие «Актуальные вопросы диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста».
В своём выступлении «Готовность выпускников-дефектологов к использованию современных технологий в специальном и инклюзивном образовании» Яковлева Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, начальник департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик, представила краткий обзор современных технологий, ИИ-инструментов для образования и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), убедительно продемонстрировав, что современному дефектологу важно владеть цифровой компетентностью. Ею были приведены результаты опроса студентов педагогических направлений подготовки, показавшие недостаточный интерес большинства студентов к использованию ИИ-технологий, и предложены пути исправления сложившейся ситуации.В работе секционных заседаний преподавателями ИПКР на высоком научно-профессиональном уровне был представлен опыт решения актуальных вопросов инклюзивного образования в России:
- Хорошавина Екатерина Владимировна, старший преподаватель, кандидат педагогических наук, в докладе на тему «Перспективы учреждений культуры в системе совершенствования помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»;
- Скира Елена Васильевна, доцент, кандидат педагогических наук, в докладе на тему «Особенности работы с обучающимися с нарушением интеллекта над пониманием условия арифметических задач»;
- Павлова Анна Сергеевна, доцент, кандидат психологических наук, в докладе на тему «Сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования и семейного воспитания»;
- Титова Оксана Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, в докладе на тему «Проблемы профессиональной подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями в инклюзивной школе»;
- Полякова Надежда Петровна, доцент, кандидат педагогических наук, в докладе на тему «Ассистивные технологии как инструмент самореализации слепых подростков»;
- Зарецкая Анна Романовна, ассистент, в докладе на тему «Дифференциальная диагностика в 18 месяцев: темповая задержка речевого развития или риск алалии/РАС/ИН? критерии для оценки»;
- Ананьева Елена Владимировна, старший преподаватель, в докладе на тему «Социальное взаимодействие сверстников с нормальным и задержанным развитием в старшем дошкольном возрасте как фактор личностного развития»;
- Чудина Наталья Владимировна, старший преподаватель и Кондратова Мария Александровна, ассистент, в докладе на тему «Подготовка будущих воспитателей к осуществлению проектной деятельности с детьми дошкольного возраста: теоретические и практические аспекты».
Участники конференции представили результаты апробации новых технологий в работе с детьми с особыми потребностями, обменялись успешными кейсами в инклюзивном образовании, раскрывающими механизм построения образовательной среды, где каждый ребенок чувствует поддержку и может раскрыть свой потенциал.
Конференция способствовала развитию научного сотрудничества с зарубежными образовательным организациями, позволила установить новые профессиональные партнерские контакты.
Фото: преподаватели ИПКР.












