Top.Mail.Ru

В МГПУ обсудили эффективность применения арт-терапии и арт-педагогики

Научное мероприятие, организованное лабораторией инклюзивного образования института психологии и комплексной реабилитации, объединило студентов, учёных, практиков из России и других стран. Оно было посвящено обсуждению актуальных проблем использования арт-терапии и арт-педагогики в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разного возраста.

27 ноября 2025 года в Институте психологии и комплексной реабилитации состоялся круглый стол с международным участием «Арт-терапевтические и арт-педагогические подходы в развитии, коррекции и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья», организованный Лабораторией инклюзивного образования.

Научное мероприятие носило практико-ориентированный характер и было посвящено обсуждению актуальных вопросов использования средств искусства в коррекционно-развивающей и психотерапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Целью круглого стола стало — обсуждение актуальных вопросов специальной психологии и специальной педагогики, в контексте особенностей применения арт-терапевтических и арт-педагогических подходов в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.

В работе круглого стола приняли участие более 150 человек, среди которых руководители, преподаватели, студенты, психологи, дефектологи, логопеды, научные сотрудники университетов и образовательных организаций из разных регионов нашей страны и зарубежья (Пермь, Чебоксары, Санкт Петербург, Екатеринбург, Тула, Москва, Курск, Московская область, Ленинградская область, Ташкент (Узбекистан) и др.), а также учёные из Пакистана, Конго, Сербии, Индии, Китая.

Научным руководителем круглого стола с международным участием стала доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией инклюзивного образования института психологии и комплексной реабилитации МГПУ — Ирина Юрьевна Левченко.

В приветственном слове Елена Викторовна Ушакова, директор института психологии и комплексной реабилитации, отметила высокую значимость рассматриваемых вопросов для научного сообщества, а также подчеркнула, что в данном формате предоставляется возможность консолидировать научное сообщество в лице зарубежных и отечественных учёных, в рамках обучения, развития и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, используя потенциал арт-терапевтических практик в современном образовании.

Открыл работу круглого стола Никитин Владимир Николаевич, доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор Московского социально-педагогического института, приглашенный профессор Национальной академии художеств (София), председатель Восточно-европейской ассоциации арт-терапии (Болгария, София), специалист в области арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, психологии здоровья, трансперсональной терапии. В интерактивном формате психолог представил опыт работы с детьми с нарушенным зрением выразительными танцевальными средствами.

Евтушенко Илья Владимирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии МПГУ, профессор кафедры специального (дефектологического) образования МГППУ, профессор кафедры педагогики детства, специальной психологии и дефектологии СевГУ, раскрыл научно-практический опыт своей педагогической деятельности в докладе на тему «Технологии преподавания музыки обучающимся с ОВЗ».

Опыт музейной арт-терапии, осуществляемой в Пушкинском музее, представила музеолог, арт-терапевт, искусствовед, куратор программ доступности для посетителей с нейроотличиями в Пушкинском музее — Ольга Сергеевна Леонова. В последнее время актуальным и интересным направлением становится использование искусства в развитии лиц с различными нарушениями развития с помощью музейного художественного искусства. В Московских музеях организована инклюзивная арт-терапевтическая среда, помогающая детям и семьям преодолеть различные психологические трудности.

Инклюзивные возможности арт-терапевтического воздействия с лицами с различными сенсорными возможностями раскрыл ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, куратор программ доступности и инклюзии Музея криптографии — Никита Викторович Большаков. Учёный поделился опытом реализации арт-лаборатории, в которой проводилась работа по социализации и адаптации людей со слепоглухотой, слепотой, глухотой совместно со зрячеслышащими участниками в театрализованном и пластико-ритмическом формате. Результатом работы арт-лаборатории стал перфоманс, который был проведен в музее Криптографии в сентябре этого года.

Одним из интересных представлений инклюзивного искусства явилось выступление музыканта, композитора Станислава Минеева. Исполнитель, с нарушением зрения, вдохновил всех своими песнями, вызвал восхищение у студентов и слушателей. Станиславу удалось поделиться своим творчеством и показать, что искусство помогает в различных ситуациях справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Иностранные коллеги представили свои научные наработки в формате онлайн, видео, стендовых докладов. Представитель Хазарского университета, кандидат психологических наук, преподаватель и исследователь психологии Yumna Ali (Пакистан, Хазар) раскрыла в онлайн формате тему: «Арт-терапия арабской каллиграфией с узорами для улучшения психического здоровья подростков-параспортсменов: интерпретативный феноменологический анализ».

Китайские учёные Xu Tianxi и Xu Lin из Педагогического университета центрального Китая (Китай, Ухань) представили интересную тему: «Исследование когнитивного воздействия на детей с нарушениями слуха с использованием метода обучения музыке Карла Орфа». Техника работы с глухими детьми была высоко оценена отечественными специалистами. Зарубежные коллеги поделились опытом обучения детей с нарушением слуха чувствовать музыку через вибрационный компонент.

Zhang He, преподаватель Института искусств Хэйлунцзянского института иностранных языков (Китай, Харбин), представил видео доклад, в котором обратился к слушателям на русском языке и раскрыл сложную семантику своего опыта работы. Его тема — «Применение методов арт-терапии и художественного образования в развитии, коррекции и реабилитации детей с инвалидностью».

Снежана Илич, доктор наук, профессор факультета специального образования и реабилитации, представила Белградский университет (Белград, Сербия), в своем видео докладе раскрыла интересную тему: «Через цвет к равновесию: семейно-ориентированная арт-терапия для эмоциональной регуляции детей с нарушениями развития».

Ravi Shanker Datti, кандидат психологических наук, факультета психологии Школы гуманитарных и социальных наук Университета ГИТАМ, Вишакхапатнам (Индия, Андхра-Прадеш) в постерном докладе рассказал об особенностях применения арт-терапии и художественного образования с людьми с ограниченными возможностями, на примере опыта применения в Индии.

Директор центра культуры и искусства Центральной Африки (CCAPAC) Bakupa-Kanyinda Balufu в постерном докладе подробно раскрыл опыт работы центра, и важность культурного и эстетического становления в Демократической Республике Конго (Африка, Демократическая Республика Конго).

Одним из интересных выступлений стал доклад — Екатерины Кирилловны Белкиной. Она исполнила песню с помощью жестового языка, показав мастерство и красоту жестового пения.

Доцент департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик ИПКР — Анна Сергеевна Павлова поделилась опытом психологической работы в информационно-просветительской деятельности в инклюзивном пространстве школы искусств.

Ведущий научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования — Виктория Геннадьевна Колягина в интерактивном формате раскрыла возможности применения сказкотерапии в психокоррекционной и психотерапевтической практике с детьми с ОВЗ. Ключевым моментом ее доклада стала притча, раскрывающая философский и психотерапевтический аспект метафоры.

Итоговым содержательным выступлением явился мастер-класс Ларисы Альбертовны Никитиной, режиссера центра Дианы Гурцкой. Участники с большим энтузиазмом погрузились в телесно-ориентированные практики, направленные на всестороннее развитие людей с ментальными особенностями.

Круглый стол собрал много отечественных и зарубежных участников, стал мостом для объединения научного знания по проблемам развития, коррекции и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Сложные знания представлялись слушателям в интересном формате, делая научное мероприятие базисом для овладения профессиональными компетенциями.

Фото: ИПКР



В МГПУ прошёл городской семинар, посвященный истории народного ополчения столицы 1941 года


05 декабря 2025 г.


Cеминар «Живая память московского народного ополчения. Методики обучения, воспитания, музейно-педагогической, краеведческой и поисково-исследовательской работы» состоялся в преддверии 84-й годовщины начала контрнаступления советских войск под Москвой

ИСМиТО представил доклады на форуме по цифровой подготовке


04 декабря 2025 г.


Центральной темой форума стало ускоренное обучение специалистов предприятий работе с программным обеспечением, а также внедрение цифровых решений в учебный процесс вузов

Главные новости