Ключевые дискуссии об образовании на Конгрессе молодых ученых* были сосредоточены вокруг ИИ и его реального влияния на подготовку специалистов. Искусственный интеллект — новая трансформирующая технология для образования. Он ускоряет поиск научных материалов, помогает анализировать данные и перерабатывать большие объемы информации. Благодаря развитию технологий в университетах формируется новая модель обучения, в которой студент, преподаватель и ИИ действуют как три равноправных участника «триады» образовательного процесса. «Ъ-Наука» узнала у экспертов из Минобрнауки, ведущих вузов и бигтехов, почему такое сотрудничество между человеком и машиной необходимо и как эффективно его реализовать.
Активному проникновению ИИ в образовательный процесс способствуют не только вузы, но и бигтехи. Компании систематически работают во всех аспектах: от обучения преподавателей новым методикам с помощью ИИ до предоставления своих технологий для экспериментов с новыми образовательными практиками. По словам Игоря Реморенко, у бигтехов двойная роль в этом процессе.Как отмечает ректор МГПУ Игорь Реморенко, три года назад, когда нейросети стали массовым явлением, образовательное сообщество стояло перед выбором: все запретить, сделать вид, что ничего не происходит, или договориться о понятных правилах совместной работы человека и алгоритма. Неожиданным стало то, что и преподаватели, и студенты плохо были готовы к переменам. Одни продолжали скрывать использование ИИ, а другие снижали баллы за любую «подозрительную» формулировку. Однако выбор в вузе был сделан в пользу третьего варианта: появились этические правила применения ИИ в науке, внедрены новые критерии оценивания работ и алгоритмы для распознавания сгенерированного текста. Эти усилия, как отмечает Реморенко, изменили сами отношения между преподавателями и студентами. Оценивать стали не набор текста, а умение мыслить и аргументировать. Фактически ИИ привносит в образование качественные, а не количественные изменения: фокус у студентов смещается в пользу выстраивания и доказательства собственной позиции. Преподаватель же проверяет аргументацию, а не факт наличия искусственного текста.
Читать материал полностью*Конгресс молодых ученых — ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий в России, объявленного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2022—2031 годах. Организатор Конгресса молодых ученых — Фонд Росконгресс при поддержке Правительства России, Минобрнауки России и Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Оператор Десятилетия науки и технологий — АНО «Национальные приоритеты». Юбилейный V Конгресс молодых ученых состоялся 26−28 ноября 2025 года.С одной стороны, крупные технологические компании могут предоставить устойчивую и безопасную инфраструктуру, например, защищенные «песочницы» для экспериментов, вычислительные мощности, инструменты для анализа больших массивов данных, готовые платформы ассистентов для учителя и сервисы сертификации. А с другой — происходящее должно осуществляться в партнерстве с университетами через совместные программы повышения квалификации, соразработку критериев оценки цифровых компетенций, грантовые конкурсы на педагогические эксперименты с ИИ в аудитории. Дополнительная задача — опираться на отечественные решения, тем самым обеспечив технологическое лидерство.
Реморенко Игорь Михайлович