Руководитель дирекции методологии СберОбразования Алексей Турчин рассказал «Учительской газете» о сервисе, разработанном под руководством академической лаборатории СберОбразования в партнерстве со Сбером, СПбГУ и Московским городским педагогическим университетом. Диалог состоялся на площадке Академической Гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2025» на вечере «Учительской газеты». Стратегическим партнером мероприятия стала компания «СберОбразование».

— Алексей Павлович, расскажите, пожалуйста, об Ассистенте преподавателя.
— Ассистент преподавателя — это цифровой сервис с применением технологии искусственного интеллекта. Он разработан под руководством академической лаборатории СберОбразования в партнерстве со Сбером, СПбГУ и МГПУ. Ассистент преподавателя входит в реестр отечественного программного обеспечения.
Сервис позволяет переводить аудиозапись занятия в текст, анализирует его и предоставляет конспект и стенограмму урока, отчет по различным метрикам, вопросы для рефлексии. Занятия можно записать на диктофон или телефон и загрузить запись в сервис. Затем GigaChat осуществляет суммаризацию и анализ занятия.
Ассистент преподавателя анализирует проведенные занятия по семи группам метрик — от методических приемов и стиля общения с классом до эмоциональной атмосферы и распределения речи. Он показывает сильные стороны педагога, помогает видеть зоны роста, дает персональные рекомендации для развития в профессии.
Внутри сервиса есть ИИ-помощник. Педагог может использовать его для генерации идей, разработки индивидуальных образовательных планов, создавать вариативные задания и тесты для учеников разных уровней. Также часть Ассистента преподавателя — это Конструктор викторин. Он позволяет создавать интерактивные образовательные материалы для повышения вовлеченности учащихся, организации командной работы.
При подключении сервиса в образовательных организациях мы всегда проводим вебинары и курсы, чтобы обучить педагогов работе с ИИ. Мы методически сопровождаем педагогов в начале работы с сервисом, собираем обратную связь и по итогам готовим отчет с рекомендациями для дальнейшей работы. Такой формат помогает образовательным организациям мягко интегрировать цифровые инструменты в учебный процесс и адаптировать их под реальные задачи педагогов.
— Кто чаще использует этот сервис: молодые педагоги или опытные?
— Сегодня Ассистент преподавателя помогает педагогам в 48 регионах Российской Федерации. Сервис универсален, полезен как молодым педагогам, так и опытным учителям. Молодые педагоги используют сервис как инструмент для профессионального роста и методической поддержки. Опытные учителя применяют его, чтобы обновлять методики, делать уроки разнообразнее и экономить время на подготовке к занятиям. Методисты используют сервис для того, чтобы поддерживать коллег и выстраивать системное развитие внутри школ. Продукт оказался полезен разным категориям педагогов — каждый находит в нем свой ресурс. Кто-то для развития, кто-то для оптимизации времени, кто-то для передачи опыта.
— Сегодня идет много дискуссий о роли искусственного интеллекта в образовании. Каким Вы видите баланс между использованием современных технологий и личным участием учителя в образовательном процессе?
Учитель всегда остается в центре образовательного процесса как наставник, лидер и вдохновитель. Современные цифровые технологии и сервис «Ассистент преподавателя» уже сегодня помогают преподавателям в ежедневной работе: готовиться к урокам, проводить занятия в интерактивном формате и совершенствоваться в профессиональной деятельности.
Фото: МГПУ, «Учительская газета»