Top.Mail.Ru

«Ассистент преподавателя»: как ИИ может помочь учителям

Руководитель дирекции методологии СберОбразования Алексей Турчин рассказал «Учительской газете» о сервисе, разработанном под руководством академической лаборатории СберОбразования в партнерстве со Сбером, СПбГУ и Московским городским педагогическим университетом. Диалог состоялся на площадке Академической Гимназии № 56 им. М.Б. Пильдес в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2025» на вечере «Учительской газеты». Стратегическим партнером мероприятия стала компания «СберОбразование».

— Алексей Павлович, расскажите, пожалуйста, об Ассистенте преподавателя.

— Ассистент преподавателя — это цифровой сервис с применением технологии искусственного интеллекта. Он разработан под руководством академической лаборатории СберОбразования в партнерстве со Сбером, СПбГУ и МГПУ. Ассистент преподавателя входит в реестр отечественного программного обеспечения.

Сервис позволяет переводить аудиозапись занятия в текст, анализирует его и предоставляет конспект и стенограмму урока, отчет по различным метрикам, вопросы для рефлексии. Занятия можно записать на диктофон или телефон и загрузить запись в сервис. Затем GigaChat осуществляет суммаризацию и анализ занятия.

Ассистент преподавателя анализирует проведенные занятия по семи группам метрик — от методических приемов и стиля общения с классом до эмоциональной атмосферы и распределения речи. Он показывает сильные стороны педагога, помогает видеть зоны роста, дает персональные рекомендации для развития в профессии.

Внутри сервиса есть ИИ-помощник. Педагог может использовать его для генерации идей, разработки индивидуальных образовательных планов, создавать вариативные задания и тесты для учеников разных уровней. Также часть Ассистента преподавателя — это Конструктор викторин. Он позволяет создавать интерактивные образовательные материалы для повышения вовлеченности учащихся, организации командной работы.

При подключении сервиса в образовательных организациях мы всегда проводим вебинары и курсы, чтобы обучить педагогов работе с ИИ. Мы методически сопровождаем педагогов в начале работы с сервисом, собираем обратную связь и по итогам готовим отчет с рекомендациями для дальнейшей работы. Такой формат помогает образовательным организациям мягко интегрировать цифровые инструменты в учебный процесс и адаптировать их под реальные задачи педагогов.

— Кто чаще использует этот сервис: молодые педагоги или опытные?

— Сегодня Ассистент преподавателя помогает педагогам в 48 регионах Российской Федерации. Сервис универсален, полезен как молодым педагогам, так и опытным учителям. Молодые педагоги используют сервис как инструмент для профессионального роста и методической поддержки. Опытные учителя применяют его, чтобы обновлять методики, делать уроки разнообразнее и экономить время на подготовке к занятиям. Методисты используют сервис для того, чтобы поддерживать коллег и выстраивать системное развитие внутри школ. Продукт оказался полезен разным категориям педагогов — каждый находит в нем свой ресурс. Кто-то для развития, кто-то для оптимизации времени, кто-то для передачи опыта.

— Сегодня идет много дискуссий о роли искусственного интеллекта в образовании. Каким Вы видите баланс между использованием современных технологий и личным участием учителя в образовательном процессе?

Учитель всегда остается в центре образовательного процесса как наставник, лидер и вдохновитель. Современные цифровые технологии и сервис «Ассистент преподавателя» уже сегодня помогают преподавателям в ежедневной работе: готовиться к урокам, проводить занятия в интерактивном формате и совершенствоваться в профессиональной деятельности.

Читать материал в источнике

Фото: МГПУ, «Учительская газета»



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»