Top.Mail.Ru

Двигатель творчества: обзор выступления Анастасии Белолуцкой

11 ноября 2024 года заведующая лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Белолуцкая выступила на международном салоне Центра прикладной диалектики. Тема ее лекции — «Двигатель творчества: как диалектические структуры могут помочь решить проблемы с „открытым стартом“».

В начале выступления Анастасия Кирилловна предложила слушателям обратиться к общепринятому определению творчества:

«Обычно его определяют как комбинирование, синтез или объединение идей для создания новых оригинальных решений. Но может ли такое определение устроить современных исследователей и практиков? Я вижу как минимум три проблемы этого определения».

По мнению спикера, во-первых, такое определение творчества подчеркивает комбинаторику, но не учитывает огромную часть творческого процесса, связанную с преодолением неопределенности и формулированием противоречия. Во-вторых, задачи, традиционно используемые для диагностики креативности, не отражают специфику ситуации, когда человеку действительно нужно новое решение. Наконец, это определение игнорирует важный аспект творческого процесса, который включает интеллектуальную работу с противоположностями.

Затем спикер перешла к обзору примеров из последнего глобального исследования творческих способностей учащихся (PISA-2023). Она проиллюстрировала риски опоры на парадигму креативности, которая сложилась почти 70 лет назад и должна быть переосмыслена, особенно в эпоху, когда искусственный интеллект бросает вызов человеческому мышлению.

«Мы провели небольшой эксперимент: просили искусственный интеллект выполнить задания, направленные на диагностику творческого мышления, которые использовались в последнем исследовании PISA. Например, написать несколько разных названий для иллюстрации или придумать юмористический комикс с диалогом между Солнцем и Землей. С задачами на комбинаторику искусственный интеллект всегда справляется лучше людей, получая максимальный балл. Из этого можно сделать вывод, что технологические достижения не оставляют человеку другого выбора, кроме переработки существующего определения творчества и разработки новой парадигмы, которая должна учитывать не только комбинаторику, но и более глубокие аспекты творческого процесса».

Затем, приведя множество примеров открытых задач из образовательной практики и рассмотрев стратегии их решений, Анастасия Белолуцкая предложила альтернативное определение творчества, базирующееся на методологии структурно-диалектического подхода.

Выступление было позитивно встречено исследователями и представителями различных коучинговых практик из 8 стран. Посмотреть видеозапись лекции Анастасии Белолуцкой можно по ссылке (рабочий язык — английский).

Фото: Freepik



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости