Городская научно-практическая конференция «Экосистема инклюзивного детства: вызовы времени, перспективы, ресурсы, компетенции» департамента общепрофессионального развития и коррекционной педагогики института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ, которая прошла 16 января на базе учебного корпуса «Колледж Дорогомилово», явилась профессиональной площадкой представления лучших инклюзивных практик психолого-педагогического сопровождения.
Педагогические практики, выходящие за рамки традиционного образовательного процесса работы с дошкольниками, учащимися, студентами с ограниченными возможностями здоровья были представлены педагогами всех уровней образования и специалистами в сфере инклюзивных практик города Москвы.
Вектор научно-практической конференции был задан кандидатом психологических наук, начальником департамента общепрофессионального развития и коррекционной педагогики Института СПО имени К.Д. Ушинского МГПУ Светланой Харламовой.
Тема возможных рисков в направлении деятельности специалистов в инклюзивном образовательном пространстве была поддержана модератором, кандидатом педагогических наук Натальей Рудь, заместителем начальника департамента общепрофессионального развития и коррекционной педагогики по проектно-исследовательской работе, преподавателем ИСПО имени К.Д. Ушинского МГПУ, в обсуждении представленного уникального опыта всех докладчиков пленарного заседания.
Открыли пленарное заседание конференции руководитель психолого-педагогической службы, педагог-психолог О.В. Колбякова и ее коллеги — социальный педагог А.И. Казакова и методист, руководитель БПОО, С.А. Ларионова из Московского Колледжа малого бизнеса № 4. Был представлен опыт адресной работы с различным контингентом обучающихся, осваивающих адаптивные основные образовательные программы и программы профессионального обучения, были освещены подходы к профориентационной работе, а также возможности и трудности трудоустройства обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Дискуссионные вопросы концепции поддержки специалистов по инклюзии и взаимодействию с родителями, имеющими ребёнка с особыми образовательными потребностям, вызвало выступление кандидата педагогических наук, доцента, федерального эксперта Национальной родительской ассоциации Всероссийской общественной организации «Воспитатели России» И.А. Дядюновой, которая в своей речи привела примеры социологического исследования, отражающего особенности современного родителя.
Участниками конференции были выделены основные ресурсы экосистемы инклюзивного детства признанной обеспечить, взаимосвязь и сотрудничество между всеми уровнями образования, моделями сетевого взаимодействия с целью обеспечения условий добровольного обучения и развития детей с ООП. Опыт социальной адаптации, навыков самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в процессе обучения, был представлен кандидатом педагогических наук, заведующей отделением ГБПОУ Технологического колледжа № 21 С.Ю. Анохиной.
Наталья Столярова, руководитель РУМЦ СПО института СПО имени К.Д. Ушинского МГПУ, осветила успешный 15 — летний опыт работы отделения профессиональной подготовки лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями, представила примеры успешной интеграции людей с особыми потребностями в общество.
Неподдельный интерес вызвало выступление педагога — психолога, руководителя службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, ГБОУ «Школа № 1357 на Братиславской» И.А. Гусевой, которая представила материал по организации психолого-педагогического и социального сопровождения в инклюзивной образовательной среде школьного и дошкольного отделения школы.
Особо хочется отметить дефектологов Ю.Ф. Касаткину, А.М. Еремееву ГБОУ Школа № 1542, Довженко Е.М. ГБОУ Школа № 1582, которые с полной погружённостью в проблемы инклюзивного образования, работу с детьми с интеллектуальными нарушениями представили свои практические наработки на стендовых докладах, чем вызвали большой интерес у присутствующих.
Участники конференции отметили важность ее проведения на регулярной основе не только с целью обмена лучшими инклюзивными практиками образовательных учреждений, но с целью совместного поиска профессиональным сообществом выхода из рисков реализации инклюзивного образования.