Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры

Институт специального образования и психологии — партнер конференции «Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры», состоявшейся в Екатеринбурге 30 ноября — 1 декабря 2023 года на базе Уральского Федерального университета.

Преподаватели института Соколова О.Ю. Полякова Н.П. и Тюрина Н.Ш. вошли в программный комитет ежегодной конференции, собирающей вокруг себя участников из разных регионов России и мира.

VI научно-практическая конференция «Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры. Новые культурные ценности в движении Экстрабилити» собрала исследователей, специалистов в области инклюзии и социальной адаптации, представителей образовательных учреждений, активистов и лидеров движений, связанных с инклюзивной культурой, а также практиков, работающих с людьми с разными видами инвалидности.

Наши преподаватели были организаторами дискуссионной площадки «Экстрабилити — выражение внутреннего через внешнее в искусстве и культуре». Целью работы площадки было объединить между собой людей, работающих и создающих инклюзивное культурное поле, чтобы обсудить с ними феномен экстрабилити и его развитие в искусстве.

В обсуждении приняли участие как давние партнеры Института специального образования и психологии, так и новые участники, с которыми планируется выстраивать дальнейшие конструктивные отношения. Олег Любаев, кинопродюсер, директор киношколы для людей с инвалидностью «Без границ» и Мария Каширина, выпускница курса «Режиссёр кино», говорили о месте особого человека в современном кино. Ксения Дмитриева, руководитель программы «Особый взгляд» фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорта» представила опыт команды «Особый взгляд» в современной социокультурной реальности. Татьяна Власенко, деятель искусств, междисциплинарная художница и парфюмерный стилист, рассказала о перформативных проектах и экскурсиях, в которых на равных участвуют люди с инвалидностью и без. Елена Булгакова, актриса народного театра «Внутреннее зрение» КСРК ВОС, говорила о театре как пространстве раскрытия экстрабилити. Наши преподаватели — Надежда Петровна Полякова, к. пед. н., доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ, представила исследование «Образа особого человека в отечественной и зарубежной литературе», а Ольга Юрьевна Соколова, к. пед. н., доцент кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ, раскрыла образ человека с сенсорными нарушениями в изобразительном искусстве.

Одним из важных итогов работы дискуссионной площадки был вывод о том, что занятие творчеством людьми с инвалидностью определяется понятием профессионализм. Эксперты сошлись во мнении, что в первую очередь в своем творческом развитии они профессионалы, а не инвалиды. Они стремятся к равному участию в творческом процессе, позиционируют себя как конкурентноспособные участники креативной индустрии. Также эксперты подчеркивали, что в творчестве им удается преодолеть свои ограничения, как объективные, так и субъективные.

Так Елена Булгакова говорила о том, что «репетиции в театре, с разбором текстов, которые предстоит предъявить зрителям, ей помогают выстраивать адекватные отношения к пространству зрячих». А Татьяна Власенко обозначает, что «в танцевальном перформансе формируется экстрабилити зрячих людей. Они учатся доступному и достоверному тифлокомментированию».

Дискуссионным остался вопрос о том, является ли преодоление (так обозначил один из экспертов площадки) проявлением экстрабилити людей с инвалидностью? Надеемся продолжить обсуждение этого и других дискуссионных вопросов концепции экстрабилити с заинтересованным сообществом на профессиональных площадках города и регионов.



Школа изменений: президент анонсировал нацпроект «Молодежь России»


01 марта 2024 г.


Ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал «Известиям», что стабильно высокое число выпускников по окончанию обучения идут работать в школы

Аспирант МГПУ — лауреат конкурса «Мастера коррекционной педагогики»


01 марта 2024 г.


Конкурс проводился МГППУ с целью формирования активной жизненной позиции на примере выдающихся успехов представителей педагогического сообщества в профессиональной и научной сферах