Top.Mail.Ru

Глоссарий: краудсорсинг. От коммерческого к некоммерческому

Краудсорсинг — одно из модных, но в то же время не всем понятных иностранных слов, заимствованных и использующихся в разных областях жизни. Не так давно я услышала этот термин в докладе на образовательной конференции, где спикер говорил о краудсорсинге в сфере культуры и управления городом.

Выступающий определил краудсорсинг как средство вовлечения населения в управление городом, когда жители выступают в качестве экспертов.

Попробуем разобраться, что такое краудсорсинг, в каких сферах жизни он существует и что под ним понимается в различных областях.

Когда говорят о возникновении термина «краудсорсинг» (англ. сrowdsourcing от crowd — толпа и sourcing — использование или привлечение ресурсов), обычно ссылаются на Джеффа Хау, который впервые употребил его в статье «The Rise of Crowdsourcing» («Подъем краудсорсинга») в 2006 году, а позже написал книгу «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса» (2008 год, русский перевод — 2012 год). То есть сфера возникновения этого термина и явления, обозначаемого им, — это бизнес. В самом общем понимании краудсорсинг обозначает привлечение лиц, не являющихся сотрудниками конкретной компании, для решения производственных задач.

Развитие Интернета сделало возможным привлечение желающих участвовать в решении поставленной задачи буквально со всего мира. При этом в поиске решения может участвовать неограниченное количество как профессионалов, так и любителей, заинтересованных не столько в получении вознаграждения, сколько в самом факте участия. Выгода для предпринимателя очевидна: за короткий срок можно получить несколько вариантов решения задачи, затратив при этом минимум средств. Однако при этом возникает проблема анализа поступающих вариантов и выбора по-настоящему ценных решений.

Краудсорсинг как инструмент используется не только в бизнесе для поиска решений, разработки продукта или привлечения инвестиций (краудфандинг (crowdfunding) — одна из разновидностей краудсорсинга), но и в маркетинге (обратная связь с потребителями, выбор дизайна новой продукции), в менеджменте (поиск персонала через специальные ресурсы, которые содержат рекомендации), в социальной сфере (выяснение мнения жителей города о тех или иных проектах, выбор талисмана Олимпиады) [1].

Интересно выделение более узких областей применения или, скорее, подвидов краудсорсинга, которые имеют свои названия [2]: коллективный перевод текста (краудтранслейшн); коллективный поиск специализированной информации за пределами Интернета (краудсечинг); коллективный сбор и анализ информации для онлайн-изданий (краудчекинг) и даже коллективное политическое или предвыборное шествие (краудмувинг).

В сфере образования понятие «краудсорсинг» в настоящее время объединяет несколько различных феноменов:

  • информационные онлайн-ресурсы (базы данных, энциклопедии, словари), в создании которых могут участвовать не только профессионалы (наиболее известный пример — Википедия);
  • образовательные онлайн-ресурсы, включая дистанционные курсы и открытые университеты, по различным предметным областям (иностранным языкам, искусству, экономике и другим);
  • интернет-ресурсы для учителей, создаваемые самими учителями и содержащие банки заданий, тестов, идеи для проведения занятий;
  • интернет-сервисы по поиску репетиторов и учителей.

Все эти ресурсы и возможности, создаваемые с использованием технологии краудсорсинга, представлены в сети Интернет (можно сказать, они существуют благодаря Интернету) и в большинстве своем находятся в свободном и открытом доступе.

По принципу краудсорсинга действует также платформа «ПреОбразование». Благодаря данному ресурсу эксперты в области образования, педагоги, родители и все желающие могут принять участие в коллективном обсуждении содержания образования на различных уровнях и приоритетных направлений его развития и в конечном счете оказать влияние на будущее отечественного образования.

Статья впервые была опубликована на портале «Вести образования».

Автор: Ксения Киктева,
старший научный сотрудник
лаборатории социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»