Top.Mail.Ru

Роман Комаров рассказал о применении ИИ в образовании и преподавательской практике

Он не просто помогает решать задачи, он меняет саму природу обучения. Искусственный интеллект уже стал данностью, с которой приходится считаться. К чему это приведет? Кто останется у доски? Интервью с проректором МГПУ Романом Комаровым — не про технологии, а про людей.

— Программа «Приоритет-2030» направлена на создание нового качества образования. Как именно ваш стратегический проект по применению ИИ в преподавании соответствует этой глобальной цели? Каков основной вызов в образовании, который вы решаете с помощью искусственного интеллекта, и как это изменит роль педагога?

— Сегодня всё чаще мы слышим тезис, что образование с появлением ИИ прошло точку невозврата. К сожалению или к счастью, это действительно так. Причем эта точка — лишь часть более глобальной картины.

ИИ не только сам стремительно развивается, но и агрессивно трансформирует самые разные сферы, в которые проникает. Посмотрите, как он на наших глазах уже изменил и еще изменит рынок труда (прогнозы на этот счет ежедневно обрушиваются на наши головы); какую роль ему отводят на геополитической арене и какое место он уже прочно занял в стратегических документах, определяющих долгосрочное развитие разных стран, в том числе и России. Всё это заставляет смотреть на ИИ как на сквозную кандидатную технологию, которая обеспечит переход на новый технологический уклад. Не избежало его интервенции, разумеется, и образование.

С одной стороны, ИИ уже занял свое историческое место в эволюции образовательных инструментов, продолжая логику предыдущих технологических переходов: первый печатный станок, появление ручки, калькулятор, персональный компьютер, интернет, смартфоны и приложения… Каждый такой слом порождал определенные страхи и тревоги: «Люди перестанут запоминать!», «Дети не будут уметь считать!», «Студенты перестанут думать, будут только списывать!» и т. д. Но со временем каждый такой судьбоносный инструмент постепенно интегрировался в образование, приводил к качественным новообразованиям и в итоге становился само собой разумеющимся.

С другой стороны, ИИ — не просто новый инструмент. Уже сейчас он способен выступать полноценным когнитивным партнером, потенциал которого с каждым днем наращивается семимильными шагами. В этом смысле он, как выражаются зарубежные коллеги, такой «extended mind» и «co-cognition». А что эта концепция «расширенного разума» значит для образования?

Это значит, что прежде всего мы должны переосмыслить само понятие «образовательные технологии». Оно теперь как бы расслаивается: получается, что есть технологии, непосредственно разработанные на основе ИИ, и есть педагогические технологии, структура которых претерпевает изменение — ИИ встраивается в них как определенный агент. Такое существенное изменение тянет за собой новые вопросы: например, как с появлением этого нового агента меняются привычные дидактические модели?

Традиционная диада отношений — «учитель — ученик» или «учитель — класс» — превращается в триаду, где почти на равных появляется качественно новая сущность, обладающая квазисубъектностью и квазиэкспертностью. Причем ее роль на данный момент неоднозначна. Есть немало исследований, как использование ИИ в образовательном процессе повышает образовательные результаты. И не меньше прямо противоположных исследований с обратным эффектом. Например, апрельское исследование Anthropic показало, что студенты предпочитают сложные когнитивные задачи более высокого порядка (по таксономии Блума) делегировать ИИ-системам, а исследователи из MIT недавно усугубили, что такое бездумное делегирование имеет когнитивную цену по параметрам снижения памяти, критичности и оригинальности мышления и «связанности мозга» в целом, по их выражению. В общем, ситуация пока крайне неоднозначна.

Здесь же еще одна точка напряжения: раз всё так необратимо трансформируется, то на какие образовательные результаты своих обучающихся должен ориентироваться педагог и как надо изменить оценочные процедуры, да и всю систему оценки в целом, чтобы адекватно отвечать на такие серьезные вызовы? Традиционные тесты, домашние работы, эссе и т. п. в условиях свободного доступа к ИИ больше нерелевантны. Система оценки должна быть, очевидно, перестроена.

Но и этого мало. Меняется, ко всему прочему, и сама роль учителя. За последние два года в педагогический обиход прочно вошла известная фраза: «ИИ не заменит учителей, но учителя, которые используют ИИ, заменят тех, кто этого не делает» (это перифраз нашумевшего в 2023 году отчета IBM). В партнерстве с ИИ учитель теперь не столько носитель знаний и источник их трансляции, сколько эпистемический авторитет и ориентирующий образ наставника, способного демонстрировать и задавать эталон культуры системного мышления на основе предметных знаний, их структурирования, сознательного применения на практике, а также фасилитатор диалога с ИИ и тренер по критическому и этичному его использованию.

Педагоги, кстати, уже сейчас хорошо это понимают. Наши исследования внутри университета показывают, что если в прошлом, 2024 году ИИ в своей деятельности использовал только каждый второй преподаватель, то меньше чем за год этот показатель вырос до 76%, практически сравнявшись со студентами, где только один из пяти не прибегает к возможностям ИИ.

Собирая теперь все эти вызовы воедино, очевидно, что с появлением ИИ в образовании появились лакуны, для заполнения которых многое надо заново переосмыслить, вовлекая в этот увлекательный процесс и разработку самих образовательных технологий, и их апробацию, и систематические исследования, чтобы разработки были валидными и надежными. Пока, как я уже попытался показать, мы находимся в той исследовательской точке, когда мировой массив эмпирических и экспериментальных данных слишком противоречив и не позволяет делать однозначных выводов. Часть таких лакун еще ждет появления соразмерного диагностического инструментария, в том числе по оценке отсроченных эффектов, которые идут за полученными результатами. В общем, задача непростая, но посильная. Стратегический технологический проект МГПУ — «Образовательные ИИ-технологии» — как раз и призван вместе с нашими индустриальными партнерами и дружественными вузами (кто так же, как и мы, озабочен данными вопросами) внести вклад в их решение.

— Могли бы вы привести конкретные примеры пилотных решений, которые уже тестируются в МГПУ? С какими трудностями сталкиваются преподаватели при интеграции этих инструментов в реальный учебный процесс?

— Наш стратегический технологический проект представляет собой портфель, состоящий из четырех продуктов. Каждый из них активно апробируется внутри МГПУ, некоторые вышли далеко за его пределы.

Например, «Цифровой адаптивный учебник по биологии для 5−6-х классов», который мы разрабатываем в партнерстве с издательством «Просвещение», проходит апробацию как в нашей университетской школе, так и еще в семи школах Москвы, Московской и Нижегородской областей, и показывает весьма оптимистичные результаты по повышению успеваемости ребят.

Если взять нашу линейку симуляторов-тренажеров, направленных на диагностику и развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций ключевых участников образовательного процесса, то здесь картина масштабнее. Три тренажера — «Эффективная коммуникация с родителями», «Эффективный руководитель образовательной организации» и «Успех каждого ребенка» — очень тесно интегрированы в образовательные программы университета. По охвату это почти 9 тыс. студентов педагогических направлений подготовки. А по России только за прошлый год работу на полной линейке тренажеров (7 шт.) прошли более 32 тыс. человек из 137 образовательных организаций девяти регионов России.

Третий проект в рамках СТП — это «ИИ-платформа по созданию виртуальных агентов». Платформа позволяет преподавателям и студентам создавать ИИ-персоны выдающихся деятелей для использования в образовательном процессе и исследованиях. Такая разработка — наш ответ зарубежным аналогам в логике импортозамещения, который позволит в образовании сохранить суверенитет и не уступать в гонке за технологическое лидерство. В апробации платформы на данном этапе принимают участие преподаватели и магистранты из нескольких институтов МГПУ. Уже сейчас пользователям доступно создание двух типов ИИ-персон — наставника и майевтика. Наставник — это опытный проводник и помощник в обучении, он направляет, поддерживает и делится знаниями; майевтик помогает исследовать и усваивать новые знания через сократический диалог.

Четвертый проект в структуре СТП — «Цифровое зеркало учебного занятия» (партнер — «СберОбразование»). Это новый для отрасли инструмент качественной обратной связи для студентов — будущих педагогов. По системе различных метрик (методических, психологических, социальных) сервис с помощью ИИ анализирует видео- и аудиозаписи модельных учебных занятий, которые проводят студенты. Результаты анализа позволяют студенту самостоятельно или с методистом отрефлексировать, насколько эффективно было проведено учебное занятие, а также сформировать индивидуальный план развития компетенций. В 2024 году в апробации технологии приняли участие около 700 студентов. В этом году апробация проводится силами двух институтов МГПУ — Института педагогики и психологии образования и Института цифрового образования. Сокращенно апробацию можно описать следующими шагами:

  1. Студенты на базе своего института проводят с использованием сервиса подготовительные модельные/показательные занятия.
  2. Далее, по итогам обработки видео- и аудиозаписей занятия полученные результаты они анализируют с преподавателем-методистом и вырабатывают рекомендации по повышению качества преподавания. Среди результатов автоматического анализа занятия:
  • анализ эмоций и вовлеченности;
  • методические приемы общения (поощрение учеников, обозначение начала урока, объяснение домашнего задания, инструктирование учеников, поддержание дисциплины);
  • социальные приемы общения (маркеры руководства, обозначение границ урока, выражение похвалы);
  • распределение разговора (Я-режим, Мы-режим).
  1. Спустя время, отведенное на работу над ошибками, на базе института с использованием сервиса повторно проводится занятие.
  2. По его результатам рекомендации корректируются.
  3. После двух итераций на уровне института студенту открывается возможность пройти «модельное» занятие в «боевых» условиях — в нашем Центре независимой оценки компетенций студентов, где помимо «Цифрового зеркала» экспертизу параллельно проводит борд экспертов.

Таким образом, «Цифровое зеркало учебного занятия» — это качественно новый этап развития нашего проекта по созданию комплексной системы оценки образовательных результатов студентов, который реализуется в университете со старта программы «Приоритет-2030» и который отвечает на вызов достижения объективности и прозрачности в оценке, в том числе за счет снижения влияния человеческого фактора и субъективности. Ежегодно в разных этапах этой процедуры принимают участие более 3 тыс. студентов.

Что же касается трудностей для преподавателей, прозвучавших в вопросе… Я бы не назвал это трудностями. Для преподавателей это скорее крайне интересная творческая образовательная задача — трансформировать свои занятия с учетом новых возможностей и быть причастными к этому созиданию. А чтобы оно проходило наименее затруднительно, мы проводим систематические семинары по обмену опытом, рефлексии и внедрению лучших практик. Однако тут важно учитывать один нюанс — особенности разных структурных подразделений: подходы, например, Института иностранных языков отличаются от методов Института педагогики и психологии образования или Института цифрового образования. У каждого своя предметность, специфика дисциплин. Но это в конце концов и создает синергию творческих коллективов, где рождаются решения, необходимые для развития образовательной практики.

— Одним из условий программы «Приоритет-2030» является развитие научно-исследовательского потенциала. Какие уникальные данные и исследовательские возможности для ваших ученых-педагогов и data-сайентистов открывает этот проект? Планирует ли МГПУ на основе накопленных данных разрабатывать собственные образовательные ИИ-алгоритмы, а не только использовать готовые сторонние решения?

— По второй части вопроса мне ответить легче. Планирует ли МГПУ разрабатывать собственные образовательные ИИ-алгоритмы? По факту мы ровно это и делаем. Например, модель оценки вовлеченности, интегрированная в продукт «Цифровое зеркало учебного занятия», — полностью наша разработка. То же можно сказать и про цифровой адаптивный учебник, и про симуляторы-тренажеры. Интеграция партнерских решений в наши продукты (там, где она имеется) обусловлена экосистемной логикой, рассчитанной на синергию взаимодействия передовых технологий ради форсированного достижения технологического лидерства России в разработке сложных комплексных образовательных продуктов.

Что же касается первой части — ваш вопрос не такой простой, как кажется. Он крайне многослойный. В зависимости от ракурса на него можно отвечать по-разному. Если я сейчас начну «проваливаться» в каждый проект, из которых складывается СТП, то описание уникальных данных и связанных с ними исследовательских возможностей займет немало времени. Потому что в рамках «Цифрового адаптивного учебника» придется говорить как минимум о выявленных типологии учащихся, стратегиях их работы с учебником, способах персонализации для них освоения материала и т. п.; как максимум мы дойдем до концептного каркаса, построенного с помощью ИИ, на основе которого верифицируется содержание образования.

Сменив ракурс на тренажеры-симуляторы, мы погрузимся в аналитику выявленных дефицитов освоения компетенций и динамику их устранения, обязательно коснемся данных по поведенческим стратегиям взаимодействия с тренажером, открывающих возможности для последующего выявления различных паттернов и формирования на их основе с помощью методов машинного обучения способов автоматического прогнозирования рисков неконструктивного взаимодействия с тренажером и персонализированных маршрутов обучения.

Если позволите, я бы лучше ответил не «снизу вверх», а наоборот, «сверху вниз» — из онтологической рамки с позиции всего СТП. Недавно от Анны Елашкиной, эксперта по методологии включения ИИ в деятельность, я услышал тезис: «Искусственный интеллект — это форма рефлексии естественного интеллекта». Для нас, кто работает в образовании (особенно в гуманитарной сфере), он, на мой взгляд, наиболее важен, потому что во главе угла всего образования всегда стоит человек. И вся суть образования в конце концов сводится к тому, чтобы помогать человеку на протяжении всей жизни открывать и формировать человеческое в нем через обучение и воспитание, через подготовку к самоопределению в профессии и карьере, к встрече с другими и самим собой на разных этапах жизненного пути.

В такой интерпретации всё то многообразие уникальных данных, которое наши исследователи и разработчики получают с помощью ИИ в рамках СТП, это всё бруски, из которых выкладывается брусчатка к пониманию естественного интеллекта человека.

— Планируете ли вы делиться наработками с другими педагогическими вузами и школами?

— Трансфер наработок в рамках нашего СТП — естественный атрибут их жизни и развития. Без внешней обратной связи любая система как «вещь-для-себя» рискует очень скоро обратиться в «вещь-в-себе» и по законам энтропии стагнировать, не успев полноценно увидеть свет. Поэтому, прямо отвечая на вопрос, — конечно да.

Другое дело, что способы трансфера могут быть самые разные: от широкого обмена опытом разработок, исследований и лучших практик применения на конференциях (у нас это прежде всего конференция «Цифровая дидактика») до проведения точечных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. А кому-то понадобятся научно-технические услуги по тонкой настройке наших технологий на своих площадках. Все эти моменты понятно решаемы.

Куда важнее то, что только в таких продуктивных отношениях рождаются и развиваются инновационные технологические образовательные продукты, к созданию которых нас побуждает программа «Приоритет-2030».


Источник по ссылке.



В МГПУ прошёл городской семинар, посвященный истории народного ополчения столицы 1941 года


05 декабря 2025 г.


Cеминар «Живая память московского народного ополчения. Методики обучения, воспитания, музейно-педагогической, краеведческой и поисково-исследовательской работы» состоялся в преддверии 84-й годовщины начала контрнаступления советских войск под Москвой

ИСМиТО представил доклады на форуме по цифровой подготовке


04 декабря 2025 г.


Центральной темой форума стало ускоренное обучение специалистов предприятий работе с программным обеспечением, а также внедрение цифровых решений в учебный процесс вузов

Главные новости