Top.Mail.Ru

«Имущему дастся, а у неимущего отнимется»

С 1 сентября 2023 года все российские детские сады должны перейти на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 г. В чем двойственность документа и кто в условиях унификации решится на создание уникальной образовательной программы для своего детского сада? Об этом «ВО» рассказала доцент Дирекции образовательных программ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ Ольга Шиян.

Безусловно, появление федеральной образовательной программы связано с тенденцией унификации и преодоления, прекращения вариативности. Создание единого образовательного пространства подчёркивается как нечто единственно и самостоятельно ценное, хотя на самом деле давным-давно мы говорим о том, что единство в главном даёт вариативность в огромном количестве частностей. Собственно, ради этого и создаются национальные стандарты.

Все стандарты нового поколения во всём мире выглядят как очень короткий документ, который рамочно задаёт ценности, рамочно фиксирует ориентиры и оставляет огромную свободу для самоопределения педагогам и организациям.

И множеством исследований подтверждено, что самостоятельность образовательных организаций, в частности формирование своих программ, связано с качеством образования. Так что появление документа, в котором крайне подробно прописаны в основном такие знаниевые и умениевые компоненты по каждому возрасту, означает унификацию и курс на снижение вариативности. При этом одно из самых частотных слов в этой программе — слово «примерно». Таким образом подчёркивается, что всё, что в этой программе изложено, — это примеры, которые не являются законом для читателей и того, кто будет применять эту программу. Это вариант, который рекомендуется, но не является строго обязательным.

Кстати, эта примерность подчёркивается и в презентации программы, которая есть на сайте Министерства просвещения РФ. Это значит, что методы и формы работы могут варьироваться. На самом деле это радикально важный тезис, потому что именно методы и формы работы и обуславливают в целом вариативность образования. В этом огромное спасение и залог того, что можно использовать разные способы действия, которые предлагались раньше, в частности разными авторскими программами, включенными в тот список, который присутствовал на сайте ФИРО.

Кроме того, двойственность документа проявляется в том, что в нём практически все важные слова перенесены из ФГОС. В частности, фраза о том, что ребёнок должен являться субъектом своего учения. Также остались слова про инициативность и инициативу, самостоятельность, развитие воображения и игру.

К сожалению, в федеральной образовательной программе про игру сказано ничтожно мало. Это, конечно, важный негативный сигнал.

Но вернусь к своему тезису. Частотность слова «примерный» говорит о том, что для того, кто видит ценность в инициативности, самостоятельности, развитии воображения детей и так далее, остаются возможности для реализации своих целей. Но это надо ещё понять. Для того чтобы делать в этих условиях уникальную программу, как, собственно, разрешается и предполагается ФЗ «Об образовании» и ФГОСом, придется приложить немалые интеллектуальные и организационные усилия. Ведь внешне это действительно унификация вплоть до рекомендованных литературных произведений, списков мультфильмов и списков мероприятий.

Стоит заметить, что начиная с 2012 года, когда образовательные организации получили возможность создания и разработки своих собственных программ, совсем немногие воспользовались этим правом. Исследования показывают, что чаще всего в качестве собственной программы предъявляется одна из примерных программ.

Это просто симптом, что программа не делается рефлексивно и не является пространством согласия, соучастия и осознанным выбором команды. Что это? Своеобразное бегство от свободы с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствие компетенции в создании собственной программы жизни, недостаточность рефлексии и неумение выделять свои приоритеты и выстраивать в соответствии с ними программу своей жизни. И вот в этой ситуации, когда компетенций нужных нет, а есть выученная беспомощность от частых столкновений с некомпетентными проверяющими органами и так далее, появление такой программы, которая даёт ориентир на унификацию и на отказ от вариативности, является огромным риском, потому что, скорее всего, дальше всё будет складываться как в известном евангельском тексте: «Имущему дастся, а у неимущего отнимется».

То есть те, кто прокачаны, рефлексивны, готовы делать уникальную программу, и в этих условиях создадут ее. Но большинство поймает призыв к унификации и не будет искать способов реализовать собственные задачи.

В этом случае причиной отсутствия вариативности будет не сама ФОП (причиной является отсутствие компетентностей и воли к реализации своих приоритетов и умения выстраивать свои приоритеты), но ФОП добавит риска этой ситуации.

Читать в источнике


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости