Сегодня очень много информации можно получить, не выходя из дома, но разве можно сравнить знания и опыт, полученные дистанционно (в записи вебинаров, мастер — классов) со знаниями и опытом других коллег, которые делятся с тобой очно, которым можно задать вопрос? Конечно нет.
Второй год в рамках конференции по инклюзивному образованию департамента общепрофессионального развития и коррекционной педагогики института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ практическая часть конференций представлена богатейшим опытом инклюзивных практик и технологий работы с детьми с особыми образовательными потребностями столичных образовательных организаций.
Не исключение и научно — практическая конференция «Экосистема инклюзивного детства: вызовы времени, перспективы, ресурсы, компетенции», проходившая 16 января 2025 года, была представлена ТРЕМЯ секционными мастер — классами.
Секцию «Вариативные направления деятельности специальных педагогов в школьном инклюзивном образовательном пространстве» представляли мастер — классы от команды специалистов ГБОУ Школа № 1370: учителя-логопеды Н.Ю. Дорогова, О.А. Дорошенко, учитель-дефектолог Т.В. Мокрогузова, учителя начальных классов С.В. Макарова, С.М. Мельникова, И.В. Конобеева и учитель — дефектолог ГБОУ Школы № 1542 А.В. Александрова.
Коллеги передали опыт самых продуктивных технологий и методик, востребованных в работе с современными детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Они не побоялись поднять проблемы, вызывающие наибольшие трудности в работе с особым ребёнком, такие как: нежелание включаться в работу, отсутствие активности или чрезмерная активность, мешающая другим детям, трудности как в концентрации внимания, так и в запоминании словарных слов, в проведении элементарного анализа и синтеза, группировке и ориентировке в пространстве. Уделили особое внимание развитию крупной моторики.
За каждым примером, каждой самой маленькой находкой, давшей положительный результат в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, стоит огромный ежедневный труд. И одним из ключевых значений его положительного результата является — наличие в образовательной организации сплочённой команды профессионалов! Людей, работающих ради крошечных индивидуальных шагов каждого ребёнка к достижению всех зон его ближайшего и будущего развития.
Секция «Вариативные направления деятельности специальных педагогов в инклюзивном дошкольном образовательном пространстве» представила опыт организации коррекционно — педагогической деятельности с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Учителя — дефектологи: Курач Е.В., Карманова А.А., Дорохова Е.С., Лазорик Н.И.; логопеды: Чеснокова А. А., Колмыкова О.В.; воспитатель Мосеенкова И.А. из столичных детских садов и преподаватель ИСПО имени К.Д. Ушинского Ольга Кошечкина продемонстрировали участникам конференции современные подходы к проведению дидактических и развивающих игр, включая применение оборудования, активно используемого в работе с детьми с нарушениями речи, интеллекта, зрения и расстройствами аутистического спектра.
Участники конференции проявили повышенный интерес к «Говорящему фотоальбому», «Умному зеркалу», нейротренажерам, а также к игровым пособиям, таким как «Клавесы», «Игры на липучках» и к комплексу игр и упражнений для сенсорного развития дошкольников с использованием природных материалов.
Секция стала значимой платформой для обмена опытом и внедрения инновационных методов в коррекционно — педагогической деятельности. Представленные технологии и подходы не только способствуют созданию более инклюзивной образовательной среды, но и помогают детям с особыми потребностями раскрыть свои способности и потенциал. Участники единодушно отметили важность таких мероприятий для повышения качества образования и социального включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Секция «Интерактивные технологии в современной системе инклюзивного образования» была посвящена активному применению нейротренажеров в современной образовательной среде по развитию межполушарного взаимодействия.
Как организовать и провести коррекционно — педагогическую работу с детьми с ОВЗ и/или инвалидностью, используя нейротренажеры? На эти и многие другие вопросы своим выступлением ответил директор компании SANDSTOL М.И. Тищенков, ведущий мастер — класса «Межполушарное развитие в современной среде обучения».
Максим Иванович рассказал о нейропластичности мозга — способности мозга адаптироваться и изменяться в ответ на новый опыт, и предоставил возможность протестировать педагогам, дефектологам столичных образовательных организаций реализующий инклюзивные практики, студентам выпускникам учебного корпуса «Колледж Дорогомилово» и «Колледж Медведково» предложенное оборудование на мастер — классе, продумать возможную специфику его использования для детей разных нозологических групп.
Участники мастер — класса отметили функциональность и многозадачность использования нейротренажёров, сочетающих в своём использовании элементы игры и обучения, способствующих активизации различных зон мозга, улучшающих координацию движений, реакцию и продуктивность ребёнка, помогающих ему справляться со своими эмоциями и стрессом, позволяющих находить общий язык с ровесниками, выстраивать дружеские отношения.
Ведущий поделился опытом и вдохновил участников мастер — класса на дальнейшее изучение современных технологий инклюзивного образования и в качестве рефлексии участники мастер — классов написали:
«Огромное спасибо и за предоставленную возможность поделится опытом и его принять, за отличную организацию, за новые подходы к инклюзивной практике и технологиям».
«Вы дарите профессиональный подход, знакомите с лучшими педагогическими практиками, поддерживаете современные тренды образования ИСПО имени К.Д. Ушинского МГПУ»