В институте психологии и комплексной реабилитации прошел круглый стол «Искусственный интеллект и личность человека: взаимодействие и конфронтация». Основные направления дискуссионной площадки были заданы темами открытых лекций экспертов.
Шейнов Виктор Павлович, профессор, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, академик Международной Академии информационных технологий, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы при Белорусском государственном университете (Минск, Беларусь) рассказал о воздействии искусственного интеллекта (ИИ) на развитие личности пользователя. Виктор Павлович раскрыл основную идею ИИ, как способности компьютеров и автоматизированных систем, рассмотрел наиболее известные разработки ИИ, положительные и негативные воздействия на человека, связанные с их использованием, особенно детьми. Ученый дал советы участникам и гостям — как психологи и педагоги могут использовать ИИ при решении психологических и педагогических задач, как противостоять негативным последствиям ИИ в образовательном процессе. Особый интерес вызвали результаты многолетнего исследования ученого, в котором были установлены взаимосвязи зависимости от смартфона с 40 проявлениями психологического неблагополучия, взаимосвязи зависимости от социальных сетей с 30 проявлениями психологического неблагополучия. Среди проявлений психологического неблагополучия выделены — депрессия, невротизм, стрессы, проблемы со сном, ощущение одиночества, недоверие к окружающим, кибербуллинг. Участникам дискуссионной площадки был предложен системных анализ результатов зарубежных исследований о влиянии ИИ на развитие личности детей.
Рыжов Борис Николаевич, профессор, доктор психологических наук, профессор института психологии и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета (Москва, Россия), телеведущий федерального телеканала РЕН ТВ (Москва, Россия) рассказал о возможности в обозримом будущем возникновения новой формы жизни — системы технического социума, обладающей, подобно существующим в настоящее время биологическим и биосоциальным формам жизни, возможностью самопроизвольно увеличивать количество своих элементов и самопроизвольно увеличивать упорядоченность своей внутренней организации. Ученый предложил описание иерархической типологии систем — развивающихся и распадающихся, прогрессирующих и деградирующих, органических и неорганических, а также указал на возможные последствия для современной цивилизации, которые несет с собой возникновение системы технического социума.
Базанова Ольга Михайловна, доктор биологический наук, профессор учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук Московского физико-технического института (Москва, Россия), главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины (Новосибирск, Россия), доцент механико-математического факультета Новосибирского государственного университета представила результаты исследования, проведенного научным коллективом. Учеными были рассмотрены творческая активность и креативность студентов-физиков, как особая ценность для представителей технических специальностей. Предложены результаты академической дискуссии о зависимости творческой активности и обучаемости саморегуляции студентов от использования информационных технологий.
Участники и гости стали свидетелями научного спора, поиска и открытия новых знаний о сущности ИИ, а также обменивались мнениями по вопросам:- Проблема замещения ИИ творческой активности человека.
- Воздействие ИИ на развитие личности пользователя.
- Воспроизведение ИИ свойств человеческой личности.
- Возможность создания на основе ИИ техногенных форм жизни.
- Цивилизационные последствия появления техногенных форм жизни.
Экспертной позицией в проблемной поле круглого стола делились:
- Консон Г. Р., директор учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук Московского физико-технического института — председатель Экспертного совета Московского физико-технического института по гуманитарным и социальным наукам, образованию и культуре, доктор искусствоведения, доктор культурологии, профессор (Москва, Россия);
- Джафарова О.А., руководитель лаборатории компьютерной технологии биоуправления Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины, к.ф.-м.н., доцент (Новосибирск, Россия);
- Ушакова Е.В., директор института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, к.псх.н., доцент (Москва, Россия);
- Овчаренко Л.Ю., начальник департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности ИПКР МГПУ, к.псх.н., доцент, практикующий психолог высшей категории, клинический психолог (Москва, Россия);
- Яковлева И.М., начальник департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик ИПКР МГПУ, д.пед.н., профессор (Москва, Россия);
- Гильяно А.С., доцент департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности ИПКР МГПУ, к.псх.н., доцент (Москва, Россия);
- Смоловская Л.Б., выпускница ИПКР МГПУ, преподаватель Московского института психоанализа, практикующий психолог (Москва, Россия);
- Никитина Е.А., заместитель директора лицея информационных технологий № 1533 по социализации, воспитанию и безопасности обучающихся — ГБОУ города Москвы «Школа № 1533 «ЛИТ» (Москва, Россия);
- Сигунова О.Ю., заместитель директора лицея информационных технологий № 1533 по контролю качества образования — ГБОУ города Москвы «Школа № 1533 «ЛИТ» (Москва, Россия) .
Состоявшееся событие — это не только возможность выразить свою позицию, но и возможность услышать мнение коллег, ведущих исследования в области разработки и применения ИИ в различных сферах жизнедеятельности человека, возможность определить межотраслевой, транснациональный и междисциплинарный подход к проблеме исследования. В мероприятии приняли участие более 50 гостей — обучающиеся московский школ, студенты и аспиранты МГПУ, ГУП, научно-педагогические работники СПбГУ, представители специализированных центров.
Эксперты дали ответы на некоторые вопросы школьников, студентов, специалистов в области специального образования. Мы открыты для общения и предложений!















