Top.Mail.Ru

К 260-летию со дня основания государственного музея «Эрмитаж»

Эрмитаж — приют отшельника.

(перевод с французского языка)

Отшельничество зародилось в раннем христианстве. Люди уходили от суетного мира в леса или горы. В тайном убежище они посвящали себя молитвам. В XVIII веке слово «эрмитаж» использовали аристократы для обозначения уединённых мест в собственном парке, где отдыхали во время прогулки и наслаждались созерцанием природы.

Своё название музей Эрмитаж получил из-за первоначальной идеи Екатерины II. Императрица рассматривала место для собрания произведений искусства как сокровенный уголок дворца, который предназначался для отдыха и развлечений.

Эрмитаж начался с частной коллекции Екатерины II из 225 картин фламандских и голландских художников. Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиция занимает пять зданий, которые расположены вдоль набережной Невы.

7 декабря главный художественный и исторический музей нашей страны, один из крупнейших и известных музеев мира отметит 260-летний юбилей. Эрмитаж включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Коллекция музея насчитывает более 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры от каменного века до современности. В его стенах хранятся всемирно признанные шедевры, одна из лучших в мире коллекций французской живописи конца XIX века — начала XX века, самое большое собрание работ Рембрандта за пределами Голландии, около 25 тысяч предметов одежды и аксессуаров и многое другое. По разным подсчётам, чтобы увидеть все произведения из коллекции Эрмитажа, потребуется от 5 до 10 лет. Общая длина залов музея — порядка 25 км.

Как началась история Эрмитажа? Какие произведения были в коллекции Екатерины II? Какая ценность оказалась в музее в период правления Александра I? Когда открыл свои двери Эрмитаж для посетителей? Как полотно «Мадонна с Младенцем» оказалось в музее? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 260-летию со дня основания государственного музея «Эрмитаж».

Зарождение музея

Пётр I внёс свою лепту в создание Эрмитажа. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в музее. Одноимённое видео познакомит со скульптурной коллекцией Петра Великого.

Коллекция «Золото Моголов» пополнила императорское собрание случайно. В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, находящуюся на территории Индии. Он отправил с посольством царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия. Подарки получила уже императрица Елизавета Петровна, а передали их в собрание Эрмитажа только после революции. А в конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей сохранилась в России.

7 декабря 1764 года Екатерина II приобрела коллекцию из 225 картин фламандских и голландских художников и таким образом положила начало созданию Эрмитажа. Приложение «Великие фламандские живописцы» позволит установить соответствие между фламандскими художниками и их произведениями.

Как Екатерина II основала Эрмитаж

Екатерина II считалась превосходной покупательницей среди европейских коллекционеров и знатоков искусства. В её первое собрание вошли шедевры фламандских живописцев, картины Рембрандта, Йорданса, а также других признанных мастеров. С помощью сценария урока «Образ человека в портретной живописи» можно найти объяснение, почему голландский художник Рембрандт написал так много автопортретов.

К Зимнему дворцу по указанию Екатерины Великой была сделана пристройка, которая именовалась Эрмитажем. Материал «Зимний дворец Петра I» представит реконструкцию главного императорского дворца России, а видео «Эрмитаж — детям. В гостях у царской семьи» позволит побывать на виртуальной экскурсии. В екатерининском Эрмитаже хранилась частная коллекция живописи императрицы. Она пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и иных великих мастеров, а также была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». По всей Европе специальные представители государства, эмиссары, приобретали для императрицы полотна десятками и даже сотнями. О часах, которые были специально заказаны для Екатерины Великой князем Григорием Потёмкиным, расскажет видеофрагмент «Часы Павлин». Кроме множества картин, в Эрмитаже находилось «38 000 книг и гравюр, 10 000 резных камней и собрание естественнонаучное, заполняющее две большие залы».

Славные преемники

Павел I продолжал коллекционировать искусство по большей части итальянское. На всех полотнах в коллекции он велел поставить букву «П». Так учёные смогли точно установить, какие именно картины поступили в Эрмитаж до начала XIX века.

С эпохой Александра I связана реформа, которую провёл граф Д. П. Бутурлин. Коллекция была поделена на несколько частей, для каждой назначили своего хранителя. В период правления Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Сценарий урока «Портретное искусство Англии» даст возможность понять, как английская портретная живопись XVIII века вышла на передовые позиции в европейском изобразительном искусстве, а с помощью интерактива «Английская портретная живопись XVIII века» можно рассмотреть работы художников и распределить их по группам, опираясь на особенности манеры письма великих портретистов. Наиболее ценные приобретения связаны с центральным эпизодом царствования Александра I — Отечественной войной 1812 года. В коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага» — не только уникальное произведение искусства, но и артефакт, окружённый мистическим ореолом. Графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, беспокоилась о сохранении привилегий после победы русской армии. Она решила сделать подарок Александру I, император долго отказывался его принимать, но Жозефина настояла. Таким образом, прошедшее через столько войн украшение оказалось в Санкт-Петербурге в коллекции гемм Эрмитажа.

Николай I оставил после себя 600 полотен с изображением батальных сцен. В начале его правления, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года. Император увлекался живописью и нередко вписывал изображения солдат на полотна мастеров батальной живописи. Благодаря Николаю I появился Новый Эрмитаж, ансамбль уже существующих зданий реконструировали.

В 1852 году началась новая эпоха музея. Он впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». Видеоматериал «Русские художественные лаки» расскажет об истории эрмитажной коллекции, которую можно наблюдать в музее сегодня.

Жемчужины Эрмитажа

Существует мнение, что картина «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» Питера Пауля Рубенса — это портрет дочери художника Клары Серены, умершей в 12 лет. Приложение «История портрета в европейском искусстве» позволит установить соответствие между портретами и их авторами. Произведение Рубенса создано уже после смерти девушки. На полотне изображён одухотворенный и поэтический образ. Видео «Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы» познакомит с особенностями изображения героини. Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Одно из ранних произведений Рафаэля «Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)» купил Александр II в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. Продажа работы Рафаэля взбудоражила местную общественность, но итальянское правительство не имело средств, чтобы выкупить полотно у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в музее Эрмитаж. Интерактивное задание «Великие портретисты прошлого» позволит найти автопортрет Рафаэля Санти среди других.

До сих пор неизвестно при каких обстоятельствах произведение Леонардо да Винчи «Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)» попало в Россию. В 1914 году полотно было приобретено Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа — Марии Александровны, в девичестве Сапожниковой. К ней картина перешла по наследству от её отца, купца-миллионера и мецената А. А. Сапожникова. В семье существовала легенда, что картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где Сапожниковы имели крупный рыбный промысел. Видеофрагмент «Итальянское Возрождение» расскажет о работах Леонардо да Винчи, которые находятся в коллекции музея.

Великолепное собрание, начатое ещё Екатериной II, пополняется по сей день. Сегодня Эрмитаж является и крупным научно-исследовательский центром.

«Музей — это мощный рычаг очищения».

М. Б. Пиотровский

Источник изображения



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»