Top.Mail.Ru

К Международному дню образования

В нашей стране постоянно на протяжении веков уделяли огромное внимание и придавали большое значение развитию образования, потому что, безусловно, от уровня образования, от уровня применяемых технологий, от того, какие амбиции возникают у каждого конкретного человека, региона либо всей страны, зависит будущее государства.

В. В. Путин

Начиная с 2018 года 24 января отмечается Международный день образования. Данное событие напоминает нам о том, что одним из важнейших факторов достижения стабильного развития как общества в целом, так и отдельных людей является именно образование.

Школа воспитывает человека будущего, поэтому государство стремится развивать систему образования. В России она менялась на протяжении 10 веков. В разное время в отечественных школах преподавали уроки грамоты и черчения, риторики и церковного пения, астрономии и греческого. Сначала занятия вели духовные лица, позднее — учителя-предметники.

Сегодня к образованию предъявляют новые требования. Если раньше одной профессии человеку хватало на всю жизнь, то теперь становится важным непрерывное образование, которое должно стать образом жизни для любого, кто хочет быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и требованиям рынка труда, оставаться конкурентоспособным, а также расширять кругозор и улучшать качество жизни.

Когда зародилось образование в России? Как учили детей на Руси? Что такое «7 свободных художеств»? Чему обучали в Смольном институте? В какой период всё население страны получило доступ к образованию? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к Международному дню образования.

«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов…»

Школы, существование которых подтверждается письменными источниками, возникли на Руси в 988 году. Среди населения стала распространяться славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Её использовали для перевода привезённых из Византии священных текстов. Такие тексты знакомили с христианством и учили чтению и письму. Специальных учебников и единой системы образования в Древней Руси ещё не было. Сценарий темы «Древнерусская литература» познакомит с историей создания глаголицы и кириллицы, а также с этапами развития древнерусской литературы.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Монахи являлись педагогами, а программу утверждал сам князь Владимир. Данное обучение предназначалось только для детей знати, простой люд учился дома, передавая знания счёта и грамоты от старшего поколения к младшему. К XII веку письменность широко распространилась среди купцов, ремесленников и духовенства. Это стало известно благодаря берестяным грамотам — повседневным письмам на коре берёзы, найденным в ХX веке в Новгородской земле. Видео «Берестяные грамоты» расскажет о содержании берестяных грамот, а видеоурок «Рукописные книги Древней Руси» — о том, какими были первые книги.

Школы в допетровской Руси

До Петра I развитие образования шло медленно. Для знатных мальчиков 8−12 лет открылись училища. Обучение здесь строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Ученики зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму. Из видеоурока «Первые христиане и их учение» вы узнаете о возникновении христианства, христианских общинах в Риме и гонениях на христиан, а приложение «Библия и Евангелие» закрепит знания учащихся о Священном Писании. В старших классах осваивали «7 свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие и астрономию. Иностранные языки — латынь и греческий — преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.

Школьное образование при Петре I

В 1701 году по указу Петра I в Москве открыли Школу математических и навигацких наук, где учились юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения чаще всего поступали на службу, а дети знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», в которой изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.

В 1714 году открылись начальные цифирные школы. Учащиеся углублённо изучали математику и геометрию. Спустя 9 лет в стране было уже 42 таких учебных заведения.

Смольный институт Екатерины II

В эпоху правления Екатерины II было открыто первое учебное заведение для девушек. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц, вошедшее в историю как Смольный институт и просуществовавшее до 1917 года. В 6−9 лет девочки изучали математику, иностранные языки, рисование, рукоделье и танцы; в 9−12 лет в программу обучения входили история и география; в 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры, в 15−18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали Закон Божий. Видеоурок «Реформа образования Екатерины Великой» позволит понять, почему данное учебное заведение положило начало женскому образованию в России.

Образование в XIX веке

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. Видеоурок «Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование» познакомит с итогами реформы образования. Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения: приходские училища для бедного населения, где в течение года дети с 6 лет изучали чтение, религию и письменность; уездные училища, в которых мальчики 7−8 лет на протяжении двух лет изучали около 15 предметов; гимназии, где проходило обучение дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Интерактив «Реформа образования эпохи Александра Второго» предполагает проверку знаний учащихся по теме «Внутренняя политика Александра Второго: реформы в сфере образования».

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования этого периода — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. За 6 лет мальчикам из знатных семей давали энциклопедические знания. Сценарий урока «Святому братству верен я…» расскажет о том, какую роль в творчестве А. С. Пушкина сыграл Лицей; соединив в одноимённом задании имена деятелей и портреты, можно познакомиться с друзьями поэта.

Всё население страны получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. Обучение в земских школах было бесплатным и доступным для мальчиков и девочек с 8 лет. Длилось оно 3 года, уроки вели педагоги и священники. Учащиеся изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. Одноимённый видеоматериал поможет понять особенности Земской реформы.

Советская школа

После Октябрьской революции 1917 года в стране стали открываться трудовые школы. В 1927 году правительство обозначило обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд. В этот же период ввели обязательное сначала четырёхлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8−10 лет. В 1943 году в школу стали брать с 7 лет. В советское время сложилась система обучения, которая в большей степени используется до сих пор.

Современная школа

Важное значение имеет закон «Об образовании» 2012 года в современной российской школе. Он законодательно закрепил основные мировые тенденции, в том числе компьютеризацию с возможностью предоставления детям дистанционного обучения. Видеоурок «СПО. Расширенный. Система российского образования» расскажет о принципах государственной политики в сфере образования, а с помощью интерактивного задания «Закон об образовании в РФ» можно распределить по группам права и обязанности обучающихся.

Образование не стоит на месте, а постоянно совершенствуется. С помощью видеоматериала «Образование сегодня» можно познакомиться с идей и особенностями непрерывного образования. В новых стандартах обучения отражается инновационный деятельностный подход, где главное место на уроке теперь занимает активная самостоятельная работа учащегося.

«Именно в школе закладываются все наши победы…»

В. В. Путин

Источник изображения



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»

Главные новости