Top.Mail.Ru

К Международному дню образования

В нашей стране постоянно на протяжении веков уделяли огромное внимание и придавали большое значение развитию образования, потому что, безусловно, от уровня образования, от уровня применяемых технологий, от того, какие амбиции возникают у каждого конкретного человека, региона либо всей страны, зависит будущее государства.

В. В. Путин

Начиная с 2018 года 24 января отмечается Международный день образования. Данное событие напоминает нам о том, что одним из важнейших факторов достижения стабильного развития как общества в целом, так и отдельных людей является именно образование.

Школа воспитывает человека будущего, поэтому государство стремится развивать систему образования. В России она менялась на протяжении 10 веков. В разное время в отечественных школах преподавали уроки грамоты и черчения, риторики и церковного пения, астрономии и греческого. Сначала занятия вели духовные лица, позднее — учителя-предметники.

Сегодня к образованию предъявляют новые требования. Если раньше одной профессии человеку хватало на всю жизнь, то теперь становится важным непрерывное образование, которое должно стать образом жизни для любого, кто хочет быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и требованиям рынка труда, оставаться конкурентоспособным, а также расширять кругозор и улучшать качество жизни.

Когда зародилось образование в России? Как учили детей на Руси? Что такое «7 свободных художеств»? Чему обучали в Смольном институте? В какой период всё население страны получило доступ к образованию? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к Международному дню образования.

«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов…»

Школы, существование которых подтверждается письменными источниками, возникли на Руси в 988 году. Среди населения стала распространяться славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Её использовали для перевода привезённых из Византии священных текстов. Такие тексты знакомили с христианством и учили чтению и письму. Специальных учебников и единой системы образования в Древней Руси ещё не было. Сценарий темы «Древнерусская литература» познакомит с историей создания глаголицы и кириллицы, а также с этапами развития древнерусской литературы.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Монахи являлись педагогами, а программу утверждал сам князь Владимир. Данное обучение предназначалось только для детей знати, простой люд учился дома, передавая знания счёта и грамоты от старшего поколения к младшему. К XII веку письменность широко распространилась среди купцов, ремесленников и духовенства. Это стало известно благодаря берестяным грамотам — повседневным письмам на коре берёзы, найденным в ХX веке в Новгородской земле. Видео «Берестяные грамоты» расскажет о содержании берестяных грамот, а видеоурок «Рукописные книги Древней Руси» — о том, какими были первые книги.

Школы в допетровской Руси

До Петра I развитие образования шло медленно. Для знатных мальчиков 8−12 лет открылись училища. Обучение здесь строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Ученики зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму. Из видеоурока «Первые христиане и их учение» вы узнаете о возникновении христианства, христианских общинах в Риме и гонениях на христиан, а приложение «Библия и Евангелие» закрепит знания учащихся о Священном Писании. В старших классах осваивали «7 свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие и астрономию. Иностранные языки — латынь и греческий — преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.

Школьное образование при Петре I

В 1701 году по указу Петра I в Москве открыли Школу математических и навигацких наук, где учились юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения чаще всего поступали на службу, а дети знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», в которой изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.

В 1714 году открылись начальные цифирные школы. Учащиеся углублённо изучали математику и геометрию. Спустя 9 лет в стране было уже 42 таких учебных заведения.

Смольный институт Екатерины II

В эпоху правления Екатерины II было открыто первое учебное заведение для девушек. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц, вошедшее в историю как Смольный институт и просуществовавшее до 1917 года. В 6−9 лет девочки изучали математику, иностранные языки, рисование, рукоделье и танцы; в 9−12 лет в программу обучения входили история и география; в 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры, в 15−18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали Закон Божий. Видеоурок «Реформа образования Екатерины Великой» позволит понять, почему данное учебное заведение положило начало женскому образованию в России.

Образование в XIX веке

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. Видеоурок «Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование» познакомит с итогами реформы образования. Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения: приходские училища для бедного населения, где в течение года дети с 6 лет изучали чтение, религию и письменность; уездные училища, в которых мальчики 7−8 лет на протяжении двух лет изучали около 15 предметов; гимназии, где проходило обучение дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Интерактив «Реформа образования эпохи Александра Второго» предполагает проверку знаний учащихся по теме «Внутренняя политика Александра Второго: реформы в сфере образования».

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования этого периода — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. За 6 лет мальчикам из знатных семей давали энциклопедические знания. Сценарий урока «Святому братству верен я…» расскажет о том, какую роль в творчестве А. С. Пушкина сыграл Лицей; соединив в одноимённом задании имена деятелей и портреты, можно познакомиться с друзьями поэта.

Всё население страны получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. Обучение в земских школах было бесплатным и доступным для мальчиков и девочек с 8 лет. Длилось оно 3 года, уроки вели педагоги и священники. Учащиеся изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. Одноимённый видеоматериал поможет понять особенности Земской реформы.

Советская школа

После Октябрьской революции 1917 года в стране стали открываться трудовые школы. В 1927 году правительство обозначило обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд. В этот же период ввели обязательное сначала четырёхлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8−10 лет. В 1943 году в школу стали брать с 7 лет. В советское время сложилась система обучения, которая в большей степени используется до сих пор.

Современная школа

Важное значение имеет закон «Об образовании» 2012 года в современной российской школе. Он законодательно закрепил основные мировые тенденции, в том числе компьютеризацию с возможностью предоставления детям дистанционного обучения. Видеоурок «СПО. Расширенный. Система российского образования» расскажет о принципах государственной политики в сфере образования, а с помощью интерактивного задания «Закон об образовании в РФ» можно распределить по группам права и обязанности обучающихся.

Образование не стоит на месте, а постоянно совершенствуется. С помощью видеоматериала «Образование сегодня» можно познакомиться с идей и особенностями непрерывного образования. В новых стандартах обучения отражается инновационный деятельностный подход, где главное место на уроке теперь занимает активная самостоятельная работа учащегося.

«Именно в школе закладываются все наши победы…»

В. В. Путин

Источник изображения



Префект Зеленограда отметил новую программу МГПУ


07 февраля 2025 г.


В канун дня науки префект Зеленограда рассказал о значимых научных событиях и перспективах, среди которых отметил выступление Георгия Варганова и новую программу МГПУ

Ушёл из жизни композитор и педагог Борис Печерский


06 февраля 2025 г.


Профессор Борис Печерский, композитор, автор многочисленных музыкальных сочинений и публикаций, преподаватель, в течение долгих лет завкафедрой инструментального исполнительства ИКИ МГПУ, скончался в возрасте 87 лет