Top.Mail.Ru

Как дети и педагоги проектируют школьное пространство

В 2018 году Лаборатория образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ запустила цикл исследований особенностей восприятия школьного пространства педагогами и детьми.

Елена Иванова, заведующая лабораторией, кандидат психологических наук, рассказала, каких результатов позволило достичь проведенное исследование:

«Оказалось, педагоги чувствуют себя комфортно в пространстве школы, а вот дети предъявляют более высокие требования к образовательной среде. Сотрудниками нашей лаборатории впервые был применен метод эмоциональной оценки образовательного пространства обучающимися. Все эти исследования стали основой для организации и проведения серии семинаров по сопричастному проектированию школьного пространства.

Что такое сопричастное проектирование? Сопричастный — имеющий отношение к делу, обычно вместе с другими [1]. Проектирование — процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [2]. В интересующем нас контексте это деятельность по изучению и изменению образовательных пространств через совместную работу проектировщиков и пользователей школьной среды. В основе сопричастного проектирования лежит взаимодействие дизайнера с участниками образовательного процесса всех уровней (административным аппаратом, педагогами, учащимися всех возрастов, техническим и обслуживающим персоналом). Идея не оригинальна и уже многие десятилетия является одним из основных принципов социального дизайна.

Вовлечение общества в процесс проектирования и благоустройства окружающей среды, создания маршрутов, предметов, ценностей и целей — все это неотъемлемая часть работы дизайнера, стремящегося вложить в новый материальный объект социальный, гуманитарный и экологический смысл.

Постепенно в социальном дизайне, ориентированном на безопасность граждан, проявился один общий подход — привлечение к процессу изменения среды местного сообщества. У человека, имеющего возможность быть активным творцом окружающей среды, снижается тревожность и возникает чувство сопричастности к пространству через со-творчество, что в свою очередь приводит к минимализации вандализма и буллинга, развитию новых инфраструктур и социальных связей.

Именно этот принцип лег в основу работы нашей лаборатории, когда перед нами встал целый комплекс задач по изменению образовательной среды в нескольких очень разных московских школах.

В этом году мы работали над проектами нового школьного пространства с ГБОУ «Школа № 2070» и ГБОУ «Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр».

Проекты учеников послужили основой для работы профессиональных дизайнеров, создавших новый облик интерьеров в двух школьных зданиях.

Результатом вдохновляющего творческого союза детей и взрослых стала новая планировка гардеробных помещений в ГБОУ «Школа № 2070», выполненная с учетом принципов безопасного дизайна, а также яркий, нестандартный облик коридоров и рекреаций с широкоформатными меловыми поверхностями ГБОУ «Школа № 2101», где дети становятся активными субъектами школьного редизайна.

О том, как в Лаборатории образовательных инфраструктур ИСП МГПУ исследовали школьную территорию, вы можете прочитать по ссылке.

Сноски в тексте:

1.Словарь многих выражений.
2.Большой Энциклопедический Словарь.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»

Главные новости