Как дети и педагоги проектируют школьное пространство

В 2018 году Лаборатория образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ запустила цикл исследований особенностей восприятия школьного пространства педагогами и детьми.

 

Елена Иванова, заведующая лабораторией, кандидат психологических наук, рассказала, каких результатов позволило достичь проведенное исследование:

 

«Оказалось, педагоги чувствуют себя комфортно в пространстве школы, а вот дети предъявляют более высокие требования к образовательной среде. Сотрудниками нашей лаборатории впервые был применен метод эмоциональной оценки образовательного пространства обучающимися. Все эти исследования стали основой для организации и проведения серии семинаров по сопричастному проектированию школьного пространства.

 

Что такое сопричастное проектирование? Сопричастный – имеющий отношение к делу, обычно вместе с другими [1]. Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [2]. В интересующем нас контексте это деятельность по изучению и изменению образовательных пространств через совместную работу проектировщиков и пользователей школьной среды. В основе сопричастного проектирования лежит взаимодействие дизайнера с участниками образовательного процесса всех уровней (административным аппаратом, педагогами, учащимися всех возрастов, техническим и обслуживающим персоналом). Идея не оригинальна и уже многие десятилетия является одним из основных принципов социального дизайна.

 

Вовлечение общества в процесс проектирования и благоустройства окружающей среды, создания маршрутов, предметов, ценностей и целей – все это неотъемлемая часть работы дизайнера, стремящегося вложить в новый материальный объект социальный, гуманитарный и экологический смысл.

 

Постепенно в социальном дизайне, ориентированном на безопасность граждан, проявился один общий подход – привлечение к процессу изменения среды местного сообщества. У человека, имеющего возможность быть активным творцом окружающей среды, снижается тревожность и возникает чувство сопричастности к пространству через со-творчество, что в свою очередь приводит к минимализации вандализма и буллинга, развитию новых инфраструктур и социальных связей.

 

Именно этот принцип лег в основу работы нашей лаборатории, когда перед нами встал целый комплекс задач по изменению образовательной среды в нескольких очень разных московских школах.

 

В этом году мы работали над проектами нового школьного пространства с ГБОУ «Школа № 2070» и ГБОУ «Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр».

 

Проекты учеников послужили основой для работы профессиональных дизайнеров, создавших новый облик интерьеров в двух школьных зданиях.

Результатом вдохновляющего творческого союза детей и взрослых стала новая планировка гардеробных помещений в ГБОУ «Школа № 2070», выполненная с учетом принципов безопасного дизайна, а также яркий, нестандартный облик коридоров и рекреаций с широкоформатными меловыми поверхностями ГБОУ «Школа № 2101», где дети становятся активными субъектами школьного редизайна.

О том, как в Лаборатории образовательных инфраструктур ИСП МГПУ исследовали школьную территорию, вы можете прочитать по ссылке.

Сноски в тексте:

1.Словарь многих выражений.
2.Большой Энциклопедический Словарь.



«Пришло время возвращать детям место для игр и отдыха!»


25 июля, 2019 г.


В московской школе №444 совместно с Лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ началось обновление учебных и рекреативных зон

Участвуйте в конференции «Большие данные в образовании»!


16 июля, 2019 г.


29-30 августа 2019 года в МГПУ состоится международная конференция «Большие данные в образовании»