Top.Mail.Ru

Как формировать экологическую культуру?

6 июня 2024 года в экоцентре «Воробьевы горы» прошел круглый стол, посвященный формированию экологической культуры. Его ведущими стали заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елена Иванова и Екатерина Колесова, начальник экоцентра.

К обсуждению присоединились следующие эксперты:

  • Наталья Медведева, заместитель директора ГПБУ «Государственный природоохранный центр»;
  • Дмитрий Горский, начальник научно-методического отдела Управления экологического образования и просвещения ГПБУ «Государственный природоохранный центр»;
  • Валерий Снакин, заведующий сектором Музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института фундаментальных проблем биологии;
  • Дмитрий Ермаков, профессор кафедры психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»;
  • Дмитрий Моргун, директор ГБОУ ДО МДЮЦ ЭКТ;
  • Ирина Таранец, старший научный сотрудник Музея землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • Оксана Тимофеева, учитель географии и экологии ГБОУ Школы № 1502;
  • Сергей Спицкий, начальник отдела обеспечения межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности;
  • Виталий Карагашкин, заместитель руководителя методического центра Департамента образовательной деятельности НИЦ «Курчатовский институт».
7d96f0a9-99b2-43b4-aab4-20a92fae4fef
a9ce9b53-7f63-4fba-ad7a-170af641c2f0
e60a15d6-bab4-4043-a392-23871898b6dc
Собравшиеся начали обсуждение с понятия «экологическая культура» — ведь существует более ста его определений. Тем не менее единогласно было признано, что для формирования экологической культуры необходима совместная работа ученых из разных научных областей. На тему того, какая модель экологического воспитания и формирования экологической культуры актуальна в настоящее время, и дискутировали собравшиеся.

Эксперты отметили ценностные стратегии поведения при формировании экологических привычек, обозначили одну из проблемных областей — экономический аспект экологической культуры.

Так, Ирина Таранец и Оксана Тимофеева предложили в модели формирования экологических привычек выделить несколько уровней: элементарный (семья), базовый (школа), продвинутый (самосознание).

Валерий Снакин подчеркнул, что экологическое образование основано на экологическом знании, поэтому цель экологического образования — насытить человека знаниями об окружающей среде. Эксперт выделил зону рисков экологического образования — противоречивые гипотезы, одна из которых — изменение климата.

Дмитрий Ермаков отметил, что экологическое поведение — это не знание законов экологии, а умение и желание жить экологично, как жили наши бабушки — выключали свет, экономили воду, пользовались многоразовыми пакетами. Ведь экологическая культура — это способ жизнедеятельности.

«Процесс формирования экологической культуры неразрывно связан с пересмотром образовательных и просветительских практик, с созданием нового педагогического инструментария, направленного на разработку системы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания, основанной на принципах взаимодополнения и преемственности», — к такому выводу пришли участники круглого стола.

Фото: Елена Иванова (МГПУ)



Минобрнауки представило обзор лучших карьерные практик центров карьеры университетов


12 июля 2024 г.


Стали известны лучшие практики взаимодействия образовательных организаций высшего образования с исполнительными органами субъектов РФ и предприятиями по закрытию кадровой потребности за 2023 год

ИИ способен автоматизировать рутинные операции, высвобождая время для творчества


12 июля 2024 г.


Как с помощью нейросетей проверить свои способности к преподаванию? Кто сможет достойно выдержать конкуренцию с ИИ? С этими и другими вопросами журналисты «Вестей образования» обратились к ректору МГПУ Игорю Реморенко