Top.Mail.Ru

Как помочь ребенку адаптироваться в саду, если он не отходит от воспитательницы?

Детский сад в первые месяцы — стресс для ребенка. Если повезет с воспитателем, то адаптация пройдет плюс-минус нормально. А если нет? Эксперты МГПУ Елена Курганова и Татьяна Савенкова рассказали порталу «МЕЛ», почему дети боятся сада и как должны вести себя воспитатели, чтобы ребенку было легче адаптироваться.

Вопрос. Ребенок пошел в детский сад, очень боится других детей, поэтому примкнул к воспитательнице и не отходит от нее. Если она уходит, у сына начинается истерика, воспитатель отправляет его в угол и говорит: «Вернешься, когда успокоишься». Без нее он пугается еще больше и плачет еще сильнее, получается замкнутый круг. Как оценить этот метод воспитателя? Сын ходит в сад на 3 часа в течение 2 месяцев, и для него это пытка.

Елена Курганова, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии МГПУ: Такое поведение характерно для детей с ненадежной привязанностью, которая выражается в сомнении ребенка в собственной важности и в любви со стороны родителя. В данном случае мы имеем дело с ненадежным тревожно-протестующим типом привязанности: ребенок борется за внимание воспитателя (который становится для него оплотом эмоциональной стабильности в отсутствие родителей) любыми доступными для него активными способами.

Для воспитателей дети с данным типом привязанности создают высокий уровень напряжения в группе, так как требуют повышенного внимания, их крайне трудно занять и отвлечь. Поэтому со стороны специалистов детского сада требуется организация психолого-педагогического сопровождения — чтобы облегчить адаптацию ребенка к новым обстоятельствам. Причем в процессе работы обязательно должны принимать активное участие родители.

Татьяна Савенкова, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики МГПУ: В период адаптации детей к детскому саду, который может затянуться на несколько месяцев, плачут практически все: это связано с тем, что ребенок боится новых мест, плюс это стресс из-за длительного расставания с родителями. Для ребенка это в принципе новый опыт социального взаимодействия.

Когда родители отдают сына или дочь в детсад, они, как правило, настраивают ребенка на то, что ему там будет хорошо, что там много новых игрушек и детей, с которыми можно дружить, что там есть воспитательница, которая будет о нем заботиться и помогать ему. А в данной ситуации получается, что ребенку и так тяжело коммуницировать со сверстниками (каждый ребенок и не должен быть общительным), так еще и воспитатель не помогает успокоиться. Это, безусловно, большой стресс для ребенка: он привык проводить время рядом с родителями, а ему приходится стоять в углу.

Ставить ребенка в угол — неподходящий метод. Воспитательнице можно подсказать другой педагогический прием: присесть на корточки, чтобы оказаться на уровне глаз ребенка, и попросить его не плакать, обнять, объяснить, что у нее сейчас есть дела и что он может помочь, взять одногруппника за руку и пойти вместе с ним. Если ситуация меняться не будет, для родителей лучший вариант — забрать ребенка из сада. Если сделать это не представляется возможным, стоит поднять вопрос о переходе в другую группу. Кроме того, можно сходить с ребенком к детскому психологу, который поможет смягчить процесс адаптации к новому коллективу.

Читать материал в источнике

В материале используется изображение от matiinu на Unsplash


Персоны



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы