Top.Mail.Ru

Каким будет образование будущего?

На семинаре «Проектирование цифровых образовательных экосистем», который состоялся 12 и 13 декабря в Московском городском, эксперты обсудили подходы к развитию цифровых образовательных сред. В работе семинара приняли участие руководители образовательных организаций, представители высшей школы и ИТ-сферы из столицы и регионов:

  • Игорь Реморенко — ректор Московского городского педагогического университета;
  • Дмитрий Растворов — директор по развитию бизнеса «Яндекс.Учебник»;
  • Елена Казакова — научный руководитель программы «Цифровая платформа персонализированного образования» Сбербанк, Вклад в будущее;
  • Павел Бакунин — директор по развитию ГК «Новый диск»;
  • Дарья Гриц — руководитель департамента цифровизации формального образования Skyeng;
  • Юрий Изосимов — заместитель генерального директора Фонда новых форм развития образования.

Представители бизнес-структур рассказали о возможностях своих платформ, а Московский городской представил результаты исследования больших данных Московской электронной школы. Главной задачей семинара было сравнить комплексные решения, которые существуют сегодня, и выработать единое видение по формированию цифровых образовательных экосистем.

Елена Казакова

Ключевой вопрос: как изменить ситуацию в школе, чтобы можно было использовать возможности интернета. Ресурсов, созданных сегодня, достаточно. Можно построить блестящий образовательный процесс, если учитель умеет этим пользоваться.

Появление новых технологий меняет образовательный процесс, поэтому одними из ключевых были вопросы о роли учителя в современной школе: что будет с учителем, заменят ли его гаджеты и роботы.

Юрий Изосимов

Технологии не должны заменить учителя. Они должны стать нашими помощниками и инструментом для развития системы образования. Тогда мы сможем решить те задачи, которые поставлены национальными проектами.

Эта мысль звучала и в выступлениях других спикеров. Например, Дмитрий Растворов отметил, что один из принципов работы команды «Яндекс.Учебника» — это тезис «Учат не технологии, а учитель». Елена Казакова отметила, что одна из компетенций современного учителя — это тьюторство.

Сегодня учитель — это навигатор по тем возможностям, которые предлагает система. Он помогает выстроить образовательный процесс и выбрать маршрут, организует пространство вокруг ученика и направляет ребёнка в трудных ситуациях. И всё это должно способствовать развитию способностей ученика.

В связи с информатизацией образования активно обсуждался и вопрос домашнего задания. Например, в Skyeng домашнее задание проверяет не преподаватель, а сама платформа — цифровая среда для обучения в школе Skyes (Skyeng Education System). Если автоматизировать проверку домашнего задания, — отметила Дарья Гриц, — можно освободить у педагога до 9 часов в неделю. В программе «Цифровая платформа персонализированного образования» домашнее задание — факультативный элемент обучения, отметила Елена Казакова:

Мы не делим работу на учебную и домашнюю, мы просто считаем трудоёмкость. На освоение модуля для достижения определённого уровня нужно потратить столько-то часов. Если ученик может сделать это в классе, он молодец. Пусть дома занимается тем, что ему нравится.


Зачем нужна домашка? В эфире ток-шоу «Городской университет» обсудили роль и необходимость домашней работы для школьников


Московские учителя сегодня активно работают на платформе Московской электронной школы. Библиотека сценариев МЭШ позволяет делиться своими разработками с коллегами и использовать их на уроках. Эксперты МГПУ сравнили разные методические подходы и проанализировали, на каких темах концентрируются учителя, а какие игнорируют. Ректор МГПУ Игорь Реморенко представил результаты исследования и отметил, что обновление содержания образования может строится на этих данных

Игорь Реморенко

Около 60% популярных сценариев урока МЭШ — это уроки изучения нового материала. Отрабатывать навыки школьники могут на внешних платформах, например, на Яндексе и Учи.ру. А чтобы объяснить базовое понятие или идею, учителя самостоятельно ищут формы и способы подачи

Тезисы Игоря Реморенко

• Чаще всего учителя просматривают чужие сценарии уроков, связанные с событиями. Например, День города или 9 мая. Педагоги забирают друг у друга удачные сценарии классного часа.

• Самые популярные уроки – это уроки изучения нового материала.

• На уроках литературы в 5-7 классах существенная доля учителей отступает от рекомендованной программы и изучает с учениками, например, фантастические произведения. Прекращают заниматься творчеством в 8-9 классах, потому что близится ЕГЭ и нужно углубляться в программу.

• Ещё один тип популярных занятий – это занятия, которые связаны с применением предмета с решением жизненных, практических задач. Например, урок «Аннуитетные платежи по кредите».

• Есть группа занятий, где видны явные дефициты.

• Все сценарии уроков можно разделить на 4 группы: 1) уроки-события, 2) уроки-введение в тему, 3) уроки-тренинги, 4) уроки, на которых дети чем-то заняты, но образовательного эффекта не ощущается.

Исследование МЭШ показало, что все сценарии уроков, учебники, домашние и контрольные работы можно объединить единой системой тегов. Обсуждение этой системы тегов начнётся 20 декабря на портале preobra.ru.

После пленарного заседания участники семинара продолжили работу на секциях и посетили школы, чтобы на практике посмотреть, с какими ресурсами работают учителя. Работа над стратегией непрерывного развития цифровых навыков — задача, которая стоит сегодня перед системой образования. И в процессе создания этой стратегии важно не забывать, что в центре обучения стоит ученик с его образовательными потребностями.

Дарья Гриц

Технологии в обучении помогают добиться результата при меньших издержках. В этом суть цифровизации. Сегодня с помощью технологий мы можем перейти к персонализированному обучению: можем создавать образовательный маршрут для каждого ученика в зависимости от его интересов, сильных и слабых сторон, особенностей восприятия, целей, предыдущего опыта и т. д.



Золото, серебро, бронза: подведены итоги олимпиады «Я — профессионал»


06 апреля 2020 г.


Более сотни студентов МГПУ вышли в финал в различных направлениях; тридцать стали призерами и победителями, а еще восемь — студенты ИСОИКР, ИКИ, ИИЯ и ИПИУ — получили высшие награды: золотые, серебряные и бронзовые медали

«Ведомости»: полтора миллиарда пропущенных уроков


06 апреля 2020 г.


Исак Фрумин и Игорь Реморенко о том, как образование в мире и России встретило первый удар коронавируса