Top.Mail.Ru

Ко Дню кораблестроителя в России

Морская мощь нашей державы прежде всего зиждется на замечательных кадрах профессиональных моряков, посвятивших свою жизнь увлекательной и очень трудной морской профессии.

С. Г. Горшков

Знаковой датой в истории российского кораблестроения является 29 июня 1667 года, когда по указу царя Алексея Михайловича был заложен первый русский военный фрегат «Орёл», целью которого стала охрана русских торговых судов на Каспийском море. Правительство РФ установило профессиональный праздник кораблестроителя в 2017 году, в юбилейный год 350-летия выхода царского указа.

На территории России были обнаружены древнейшие суда, свидетельствующие о том, что кораблестроение на нашей земле имело многовековую историю. Суда, найденные в разных регионах страны, являются уникальными артефактами, которые позволяют узнать о жизни древних народов. В конце XV века в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов, а первое морское судно «иноземной конструкции» построили русские мастера в 1634 году в Нижнем Новгороде. Жители села Дединово Коломенского уезда издавна славились умением строительства деревянных судов, именно там был создан знаменитый фрегат «Орёл».

Какую роль в истории кораблестроения сыграли походы на крепость Азов? Кто возглавил первое русское кругосветное путешествие? Почему долгое время считалось, что Антарктида не существует? На каких принципах основывалась система воспитания матросов, разработанная П. С. Нахимовым? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко дню кораблестроителя в России.

Кораблестроение при Петре I

В 1692 году 16 мая был спущен на воду первый российский военный корабль. Сведения о том, как проходили такие мероприятия, школьники найдут в материале «Видео об истории российского флота». Пётр I и солдаты Преображенского полка принимали активное участии в его построении. С детства будущий царь проявлял интерес к флоту. Когда он нашёл в амбарах судно, построенное ещё во времена Михаила Федоровича, Ф. Ф. Тиммерман, голландский учитель юного царя, показал принцип устройства и действия английского ботика. С современным устройством корабля познакомит одноимённое видео, с классификацией кораблей — видеоурок «Транспорт. Корабль», а о принципе построения судов расскажет сценарий урока «Зачем строят корабли?». Интерактивное задание «Какие бывают корабли?» поможет младшим школьникам распределить корабли на пассажирские, исследовательские и рыболовные судна. Разобравшись в устройстве кораблей, воспользуйтесь приложением «Peter the Great. Emperor of Russia», которое не только раскроет планы юного Петра I по созданию мощного флота, но ещё даст возможность потренировать лексику на английском языке.

20 октября 1696 года Боярская Дума приняла решение: «Морским судам быть». О развитии кораблестроения от бревна до современного корабля расскажет приложение «История кораблестроения». Эта дата является днём рождения Российского военного флота. Данное событие связано с успешным походом русского флота на Азов в мае 1696 года, когда Россия получила выход к Азовскому и к Чёрному морям. В это время кораблестроение стало энергично развиваться. Царь Пётр I отправился в путешествие по Европе и прошёл обучение у лучших корабелов. Он участвовал в строительстве корабля «Пётр и Павел». Многие русские мастера, отправленные за границу на обучение, изучили все тонкости строительства боевых кораблей. Россия вышла на новый уровень в кораблестроительстве — создание судов всех известных тогда типов собственными силами. В ноябре 1698 года Пётр I заложил 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» или «Божье провидение», который был спущен на воду в апреле 1700 года на воронежской верфи Воронежского адмиралтейства. Длина и ширина киля составили 130 и 33 фута, то есть почти 40 и 10 метров. Новое мощное боевое судно появилось у берегов нашей страны. О том, какую роль сыграл Епископ святой Митрофан в строительстве флота сообщит видео «Пётр Первый и Митрофан Воронежский». Далее заложили ещё два линейных корабля — «Черепаха» и «Великий галеас», постройкой которых руководили иностранцы. А к 1700 году Россия воспитала таких отечественных мастеров, как Ф. М. Скляев, Ф. С. Салтыков, Н. И. Михайлов, А. А. Попов и другие. В эпоху правления царя Петра I были созданы Балтийский флот, состоящий из 10 крупных фрегатов, снабжённых 6-фунтовыми пушками, Архангельская, Новгородская, Олонецкая и Выборгская верфи. С заслугами Петра Великого в сфере военно-морского флота познакомит сценарий урока «Армия и флот при Петре I».

Великие мореплаватели

Русские мореплаватели — это герои, которые совершали дальние плавания и открывали новые земли. Они прославились своими навигационными умениями и невероятным мужеством.

И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое кругосветное путешествие, начавшееся в 1803 и завершившееся 1806 году. Рекомендуем обратиться к сценарию урока на английском языке «Starlight 6. Great Navigators», который расскажет о биографии и деятельности мореплавателей. Целями экспедиции являлись доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатке, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана рядом с русскими территориями. Два корабля, покинув Кронштадтский рейд, прошли Атлантический океан и, войдя в воды Тихого океана, доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина. Установить соответствие между названиями плавательных средств и их капитанами можно с помощью материалов «Путешественники и их судна» и «Корабли известных экспедиций». Итогами данного путешествия стали создание подробной карты Тихого океана и получение сведений о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.
Позже были изданы атласы, содержащие эти картографические материалы и различные рисунки, иллюстрирующие описание природы стран, народов и их быта.

Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев — два выдающихся отечественных учёных-мореплавателя, которые совершили множество экспедиций в Антарктику и внесли значительный вклад в изучение этого континента. Многих деятелей волновал вопрос о существовании шестого материка. Интерактив «Эпоха Великих географических открытий» даст возможность установить соответствие между мореплавателями и их портретами. Однако бесконечные попытки открыть этот континент приводили европейских учёных к мысли о том, что или Антарктиды нет, или она расположена в местах, куда невозможно попасть по морю. Узнать о том, почему британский исследователь Джеймс Кук считал, что ни одна экспедиция не сможет добраться до Южного материка, можно из видео «Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич и Лазарев Михаил Петрович». Отечественные путешественники Беллинсгаузен и Лазарев в 1819 году отправились экспедицию, главным открытием которой стало существование Антарктиды. Приложение «Имена мореплавателей на карте мира» познакомит с географическими объектами, названными в честь великих первооткрывателей. Антарктида была обнаружена 28 января 1820 года. Так почему же данную территорию до сих пор называют безмолвным материком? Ответ можно найти в одноимённом видеофрагменте. За 751 день путешествия учёные нанесли на карту мысы, заливы, около двух десятков островов и дали им имена участников экспедиции — остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона, создали зарисовки с видами Антарктики, а также изображения представителей антарктической фауны. Видеоматериал «Открытие Антарктиды» расскажет о непростых ситуациях, с которыми столкнулись путешественники во время экспедиции.

Небесный покровитель флотоводцев

Россия всегда была морской державой, и многие великие флотоводцы вошли в её историю. Они создавали флот, защищали границы страны, побеждали в войнах и добивались побед на море. Один из известнейших русских флотоводцев — Ф. Ф. Ушаков — прославился во времена Русско-турецкой войны. Отечественный флотоводец Ушаков был причислен к лику святых как образец верного служения православной Церкви, Отечеству и своему народу. Праведный воин Феодор является покровителем российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил. Узнать о заслугах и наградах великого флотоводца можно из видео «Святой адмирал Феодор Ушаков». В истории русского флота навсегда увековечены такие великие сражения под руководством Ф. Ф. Ушакова, как битва у Фидонисии, Керченское сражение, морское сражение у мыса Калиария, которые были высоко оценены не только его соотечественниками, но и противниками. На мысе Калиакрия в память о сражении были установлены мемориальная плита и памятник Ф. Ушакову. Материал «Морские победы. Фёдор Ушаков» расскажет о том, что обеспечило успех адмирала в Керченском сражении. За более 20 лет карьеры Ушаков совершил стремительный подъём — от студента Морского кадетского корпуса до вице-адмирала. Был также командующим Черноморского Флота Российской Империи и позже командиром Балтийского гребного флота. Видеофрагмент «Адмирал Фёдор Федорович Ушаков (1745−1817)» познакомит с манёвренной тактикой парусного флота, которую создал Ушаков. Сегодня в Рыбинске, на родине флотоводца, создан уникальный музей, в котором находятся иллюстрированное жизнеописание адмирала, корабли ВМФ России и СССР, памятники и награды имени адмирала Ушакова, первый прижизненный портрет конца XVIII века и многое другое. Побывать на экспозиции, посвящённой великим флотоводцам России, в честь которых в Южном Бутово названы улицы, можно с помощью видеоматериала «Музей морской истории России имени адмирала Ф. Ушакова».

История России богата выдающимися флотоводцами, чьи подвиги на море остались в памяти истории. Они являлись не только героями военных сражений, но и стратегами, которые развивали российский флот и укрепляли его позиции на мировой арене.

«У моряка нет трудного или лёгкого пути, есть только один путь — славный»

П. С. Нахимов

Фото: belgdb.ru/kids_and_teenagers/almanac/events/firstship/?special_version=Y



В образовательный процесс МГПУ включены аналитические инструменты


13 мая 2024 г.


Доцент МГПУ Наталья Вознесенская рассказала Cnews о том, как студенты МГПУ изучают аналитику данных, используя ПО Polymatica компании SL Soft

«Не бойтесь искусственного интеллекта, бойтесь низкого»


13 мая 2024 г.


В Центре знаний «Машук» завершился образовательный форум «Новые технологии и ценность человека: педагогика будущего», организованный МГПУ. На мероприятие собрались более ста студентов из числа участников олимпиады «Я – профессионал»