Top.Mail.Ru

Компетенции педагогических работников школ для детей с ОВЗ

Титова Оксана Владимировна, доцент Института специального образования и психологии, кандидат педагогических наук, провела 30 марта 2023 г. семинар на тему «Компетенции педагогических работников школ для детей с ОВЗ по обучению, воспитанию и социализации учащихся на современном этапе» для Центра социально-гуманитарного образования г. Казани.
На семинаре была рассмотрена обновленная Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая была утверждена 24 ноября 2022 г. Со слушателями семинара были рассмотрены изменения, которые были внесены в новую Федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу.

В частности, указаны сроки реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью и другими сопутствующими нарушениями, например, с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра.

С участниками семинара мы разобрали особые образовательные потребности обучающихся, у которых помимо интеллектуальных нарушений есть нарушения сенсорной сферы, опорно-двигательного аппарата, нарушения эмоционально-волевой сферы. Рассмотрели принципы и подходы, на которых осуществляется построение адаптированной программы, два варианта адаптированных программ, специфику их реализации с учетом образовательных потребностей обучающихся, которым рекомендована данная адаптированная общеобразовательная программа. Вариант адаптированной программы для умственно отсталых обучающихся определяется психолого-медико-педагогической комиссией.

На семинаре была представлена общая характеристика адаптированной программы Вариант 1. Определена цель данной программы, рассмотрены этапы и сроки ее реализации. Со слушателями разобрали образовательные результаты программы. Определили сущность личностных и предметных результатов. При достижении личностных результатов основной акцент делается на жизненных компетенциях обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Большой интерес вызвал вопрос о системе оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью планируемых результатов освоения ФАООП УО.

Возникла дискуссия о том, как правильно оценивать предметные результаты обучающихся, особенно тех, кто обучается по Варианту 2, какой инструмент необходимо использовать, и как это соотносится с заполнением электронного журнала образовательной организации. Помимо рассмотрения инструмента для оценки предметных результатов, интерес вызвал вопрос об оценке личностных результатов, а также базовых универсальных действий, каким образом ни оцениваются, в какие сроки, кем осуществляется данная оценка.

На семинаре так же рассмотрели изменения в содержании учебного плана обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Произошли изменения в названии предметных областей, предметов, изучаемых детьми на этапе школьного образования. Во ФАООП УО внесены учебные планы, которые реализуются для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и нарушенным слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом, расстройствами аутистического спектра как для Варианта 1, так и для Варианта 2. Предложенные учебные планы учитывают сложную структуру нарушения обучающихся и направлены на повышение качества получаемого образования данной категорией детей. Большой интерес у слушателей вызвала Программа воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Данная программа, согласно новому документу, имеет абсолютно новую структуру и новое содержание. Она ориентирует педагогические коллективы на совместную работу, на создание и развитие внутришкольных сообществ, поддерживает традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу, приоритет воспитательных задач над узко прагматическими, а именно: приоритет в формировании и развитии жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью, всестороннего развитии личности с целью социализации, интеграции в общество. Слушателям были предложены методические рекомендации по ее составлению и реализации для двух вариантов адаптированной программы. Были получены положительные отзывы от участников семинара.



ИИ в образовании: перспективы и вызовы для ректоров и преподавателей


14 мая 2024 г.


Редакция портала «Ректор говорит!» обсудила с руководителями МГПУ, как сформировать культуру осознанного понимания, что генеративные нейронные сети могут быть помощником, а не исполнителем или заменителем участника образовательного процесса

В образовательный процесс МГПУ включены аналитические инструменты


13 мая 2024 г.


Доцент МГПУ Наталья Вознесенская рассказала Cnews о том, как студенты МГПУ изучают аналитику данных, используя ПО Polymatica компании SL Soft