Top.Mail.Ru

Круглый стол дошкольных педагогов России и Германии

29 июня 2020 года в формате zoom-конференции прошел круглый стол по обсуждению результатов проекта «Выявление лучших практик дошкольного образования на основе отечественных и международных исследований дошкольного образования». Мероприятие было организовано лабораторией развития ребенка Института системных проектов МГПУ в рамках сотрудничества с детскими садами Берлина (Германия).

В общей дискуссии приняли участие более 90 участников. Педагоги из России и Германии, магистранты МГПУ, эксперты обсуждали вопросы развития качества дошкольного образования, работы с командами педагогов, создания условий для поддержки профессионального развития воспитателей детских садов.

Светлана Ланг и Елена Вайгум, заведующие билингвальными детскими садами Берлина из команды Валентины Сантини — руководителя образовательной организации «Межкультурный старт» (Interkultureller Start gUG), выпускницы магистратуры МГПУ —рассказали о нюансах проведения внутренней и внешней оценки качества дошкольного образования в Германии. Для внутренней оценки педагоги работают с Немецким каталогом качества В. Титце.

Елена Вайгум подчеркнула особую значимость самооценки, которая является отправной точкой для групповых дискуссий. Именно регулярные обсуждения внутри команды детского сада сплачивают коллег, помогают сформулировать общие цели развития качества образования и достичь их. В среднем каждые 5 лет детские сады в Германии должны проходить внешнюю оценку, дополняющую внутреннюю оценку качества образования. Это помогает посмотреть на практику со стороны и увидеть новые точки роста. Причем каждый детский сад может сам выбрать представительство, уполномоченное проводить внешнюю независимую оценку. Независимые эксперты оценивают не только работу педагога, но и взаимодействие с родителями, особенности руководства образовательной организацией. В ходе внешней оценки родители также высказывают свое мнение об организации образовательного процесса в детском саду.

«Выполнение рекомендаций экспертов никак не контролируется. Они предлагаются саду для развития, а заведующий выступает как гарант повышения качества, ему доверяют», — отметила Светлана Ланг.

Спикеры акцентировали внимание участников на том, что для успешной работы по развитию качества образования необходимы доверительные отношения между педагогами и руководством и атмосфера, в которой каждый мог бы свободно выражать свое мнение и возражать. Елена рассказала, что часто педагоги в самом начале скептически относятся к проведению оценки, воспринимают ее настороженно, тревожатся. Преодолеть этот скепсис помогают командные встречи, на которых обсуждаются разные концепты, разбираются практические кейсы, появляется общее смысловое поле.

Участники круглого стола получили возможность сравнить и проанализировать, чем отличаются системы оценки качества образования в России и Германии. Отечественный опыт работы с командой по развитию качества образования представила Юлия Сведенцова, координатор экспериментальной работы Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой, магистрант МГПУ. Юлия рассказала о разработке опросника для проведения внутренней экспертизы, которую организуют коллеги, приходя в гости друг к другу. При этом педагоги сами разрабатывают и предлагают критерии оценки эффективности педагогической работы. Магистрантка также поделилась опытом сопоставления результатов самооценки с результатами экспертизы c использованием шкал ECERS и опытом работы с Немецким каталогом качества В. Титце. Юлия подчеркнула важность использования различных международных инструментов оценки качества, которые позволяют держать связь с международным образовательным сообществом.

Далее Ольга Каргина, старший воспитатель детского сада № 1 Костромы, магистрант МГПУ, затронула тему мотивации и отношения педагогов к проведению оценки в их группе. Также она поделилась с участниками идеями мероприятий, которые могут помочь команде детского сада подготовиться к внешней экспертизе и сделать ее ресурсом для своей практики. Ольга обозначила возможности и риски разных форматов проведения внутренней оценки как первого шага поддерживающего сопровождения педагогов. Выступление вызвало живую дискуссию между участниками о готовности педагогов к тому, что их коллеги будут оценивать их работу. Были поставлены вопросы об отношениях внутри коллектива, роли конфликтов, возражений, критики в его развитии.

Круглый стол позволил педагогам из России и Германии познакомиться с разными форматами проведения оценки и способами работы с педагогическими командами. При этом спикеры из обеих стран, несмотря на различия в подходах, были единодушны в том, что развитие качества дошкольного образования — это, прежде всего, командная работа, которая строится на основе взаимного доверия, дискуссий и сотрудничества.

Подробнее о событиях с участием сотрудников лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ читайте на странице в Facebook. Больше новостей можно найти в социальных сетях по хештегам #labRRmgpu, #ИСПМГПУ.



Стартовал конкурс стипендий Президента РФ для обучения за рубежом


28 марта 2024 г.


Конкурс дает возможность обучающимся, достигших значительных успехов в фундаментальных и прикладных науках, пройти обучение в зарубежных университетах, расположенных на территории дружественных стран в 2024/2025 учебном году

Олимпиада «Учитель школы будущего»: списки участников второго тура (японский язык)


28 марта 2024 г.


Опубликованы списки допущенных до 2-го тура заключительного этапа по японскому языку, а также даны ответы на часто задаваемые вопросы

Главные новости