Top.Mail.Ru

Лайфхак для студента: как написать выпускную квалификационную работу

Начало весны приближает выпускника к защите выпускной квалификационной работы (ВКР). Существует распространенное мнение, что подготовка к сдаче ВКР может занять не больше месяца. Но так ли это?

Многие выпускники с трудом приступают к написанию ВКР. Одна из причин — они не знают, как к ней подступиться. Общеуниверситетская кафедра философии и социальных наук создала электив под названием «Лайфхаки для студента: научный текст», на котором студенты учатся писать статьи, работать с текстом, и т. д. Мы поговорили с Марией Сахаровой — создателем курса и руководителем бакалаврской программы по социологии «Прикладные исследования и анализ данных» о том, как писать ВКР, как к ней подступиться, и какие трудности ждут студентов на пути к научной мечте.

— В этом году среди общеуниверсистетских курсов появился курс под названием «Лайфхаки для студента: научный текст». Как появилась идея создать электив? На кого электив рассчитан?

— Сейчас много говорят о том, что выпускник вуза должен не только обладать набором знаний, но должен уметь применять их на практике, должен уметь «производить» новое знание. От современного образования требуют соответствовать постоянно меняющимся запросам общества. А если учесть, что многие знания сейчас очень быстро устаревают, на первый план в этой погоне за соответствием выходят именно умения — умение творчески мыслить, умение поставить проблему, умение аргументировать и доступно изложить собственную точку зрения, умение, в конце концов, самосовершенствования и самоорганизации. Написание научного текста предполагает все вышеперечисленное. Навыки, полученные в процессе написания научной статьи, пригодятся во многих областях.

Умберто Эко в своей известной книге «Как написать дипломную работу» верно заметил: если выпускник филологического факультета сумел в дипломной работе провести сравнение двух вариантов одного и того же литературного произведения, он точно сможет грамотно организовать базу данных собственного туристического агентства.

Поэтому, с одной стороны, электив может быть интересен студенту любого направления и любого курса обучения. С другой — для студентов третьего курса он приобретает особое значение, ведь впереди у них написание выпускной квалификационной работой, требования к которой во многом совпадают с требованиями, предъявляемыми к научным статьям.

— Что вы будете делать на элективе?

— Анализировать чужие тексты и писать свои. Это если коротко. А если подробно, то на дисциплине «Этапы работы над научным текстом: от, А до Я» обсуждаем роль критического мышления в научной работе, учимся ставить проблему, выдвигать гипотезу, различаем анализ, пересказ и интерпретацию. На занятиях «Академическое письмо: просто о сложном» работаем с логической структурой текста, составляем план статьи, пишем аннотации, учимся выгодно и аргументированно подавать собственные идеи. Название третьей дисциплины «Что можно и чего нельзя: этика научного исследования», мне кажется, говорит само за себя. Публичность и авторское право, плагиат, сноски, список литературы и многое другое.

— Не могли бы Вы дать несколько рекомендаций для тех, кто не знает, с чего начать работу над ВКР?

— Начать, пожалуй, стоит с самоанализа и определиться с темой и проблемой, над которой будет действительно интересно работать. А дальше все зависит от того, есть ли у вас уже какие-то наработки, от того, в какой научной области вы работаете, ну, и конечно, сколько у вас времени…

— Реально ли написать ВКР за неделю до предзащиты?

— Для галочки? Наверное, да. Но, честно говоря, не пробовала 😊

— Есть ли какие-нибудь хорошие книги или пособия, которые могут помочь выпускнику при работе над ВКР?

— Из классики — это уже упоминавшаяся до сих пор неустаревшая «Как написать дипломную работу» Умберто Эко. А из новых… слишком много сейчас выпускается пособий, да и просто существует сайтов, на которых подробно разбираются этапы работы или правила оформления сносок и списка литературы. У каждой кафедры обычно есть свои собственные методички, в которых разбираются нюансы, связанные со специализацией и направлением обучения.

Но изучение книг и методичек — это лишь начало, нужна практика. Записывайтесь на наш электив — будем практиковаться!


Персоны



ИИ в образовании: перспективы и вызовы для ректоров и преподавателей


14 мая 2024 г.


Редакция портала «Ректор говорит!» обсудила с руководителями МГПУ, как сформировать культуру осознанного понимания, что генеративные нейронные сети могут быть помощником, а не исполнителем или заменителем участника образовательного процесса

В образовательный процесс МГПУ включены аналитические инструменты


13 мая 2024 г.


Доцент МГПУ Наталья Вознесенская рассказала Cnews о том, как студенты МГПУ изучают аналитику данных, используя ПО Polymatica компании SL Soft