Top.Mail.Ru

Лень как двигатель прогресса: молодёжь перестала видеть в безделье проблему

Сотрудники института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета изучили отношение своих студентов к лени, безделью и прокрастинации. Авторы социологического исследования пришли к выводу, что в отличие от старших поколений современная молодёжь вовсе не воспринимает эти явления как отрицательные, что может свидетельствовать о некоем мировоззренческом перевороте в обществе. Но на самом деле лень как явление ценили и ранее, о чём напомнили сами участники исследования. О том, на какие мысли навело изучение студенческих сочинений на заданную тему, NEWS.ru рассказал один из организаторов научного практикума, преподаватель МГПУ Павел Лакаев.

«Сигнал о том, что что-то идёт не так»

На протяжении пяти лет вузом проводится конкурс эссе на тему «Между реальностью и виртуальностью: ценности и смыслы поколения XXI века», а также различные исследования в этой области. По словам Лакаева, около года назад команда учёных обнаружила, что «очень часто молодые люди так или иначе говорят о том, что им что-то лень, — они, например, что-то откладывают на потом». К тому же о безделье как о неотъемлемой части повседневности в сентябре 2021 года рассказывали участники адаптационно-психологических тренингов, которые вуз проводил для первокурсников.

«В начале пандемии я заметил, что изменилось отношение к лени и безделью. Когда все оказались на самоизоляции, нам пришлось учиться самостоятельно организовывать рабочий процесс, отделять его от отдыха. Интересно было пообщаться со студентами, узнать в письменной форме их мнение о том, что такое лень. Порадовало, что из 160 работ только в нескольких говорилось о безделье в негативном ключе, что Обломов — отрицательный герой, а надо только трудиться, стараться, не жалеть себя. Лень теперь — не что-то отрицательное. Лень и прокрастинация стали их спутниками, и мы не воспринимаем эти явления как какую-то проблему, которая чему-то мешает. Наоборот, это интересное философско-социологическое явление, которое стало предметом разговоров и рефлексии», — рассказал Лакаев.

Он подчеркнул, что в отличие от предыдущих поколений для современных студентов лень и прокрастинация — это не что-то отрицательное, а некий сигнал о том, что, например, не нравится предмет или преподаватель, если человек устал, немного запутался и ему нужно сменить профиль.

Павел Лакаев также отметил, что современный студент находится во фрустрации и «немного потерян» из-за того, что у него появилось больше выбора. Например, молодой человек может решить «перед зачётом сходить с девушкой в кино или пойти работать айтишником, либо подметать дворы».

«Выбор настолько огромен, что он является одной из причин лени и прокрастинации — человек не может взять и собрать себя. А в представлении преподавателя образование перестаёт быть механизмом передачи знаний. Современный преподаватель немного направляет, являясь своего рода модератором», — продолжил Павел Лакаев.

Также он обратил внимание, что в большинстве эссе, на основе которых производилось исследование, так или иначе «проскальзывает главная мысль — забота о себе». По словам преподавателя, современные студенты «больше заботятся о себе и думают о своём ментальном, психологическом и физическом здоровье, пытаясь найти баланс между работой, отдыхом и учёбой». Они, по мнению Лакаева, «не хотят во что-то погружаться с головой, потому что, по их мнению, это чаще всего ведёт к выгоранию».

«Эта тема стала довольно популярной, и она изучается. О выгорании сегодня говорят и в подкастах, и в публикациях СМИ, и в научных журналах, и в книгах и так далее. Если раньше были условные клише и стереотипы о том, что надо трудиться, а отдыхать, условно, по субботам и воскресеньям, то сейчас эти стереотипы разрушаются. Лениться нужно, может быть, даже иногда больше, чем работать, потому что если раньше лень была защитой от неинтересной и скучной деятельности, то сегодня это сигнал о том, что что-то идёт не так», — резюмировал исследователь.

Привет от Малевича

В мыслях студентов, изложенных в сочинениях, прослеживается общая мысль: уметь ничего не делать и отдыхать — это талант. Вот как описывает свой вечер и ощущения от количества предстоящих задач одна из участниц исследования Мария Топорикова:

«Мне неспокойно. До дрожи в пальцах и сбившегося дыхания. Отчего бы это? Быстро вспоминаю: ну конечно, задача, которую я не решила. Чёртова презентация, будь она проклята. Откладываю книгу, снова сажусь за стол, открываю PowerPoint. Даже пишу заголовок, но… Бью по столу кулаком. На глаза наворачиваются слёзы. От обиды. От злости на себя. <…> Часто ли вы сталкиваетесь с этим? С тревогой оттого, что над душой, кажется, что-то нависло. Что-то очень тяжёлое и противное. Будто на плечах — мёртвый груз, который с каждой секундой давит сильнее, и если не начать делать то, что должно, рано или поздно обязательно раздавит в лепёшку».

Другая участница исследования, Анна Анисимова, в своём эссе отметила, что прокрастинация стала неотъемлемой частью не только её жизни, но и жизни многих людей, особенно студентов, выросших в эпоху информатизации:

«Она стала для нас способом самообразования, саморазвития, самопознания, тем, чего от явления, порицаемого многими, никто не ожидал».

Ещё одна студентка МГПУ, Екатерина Недумова, написала, что лень — это двигатель прогресса, причём она оспорила утверждение о том, что так считает только современная молодёжь. В качестве примера девушка привела цитату художника-супрематиста Казимира Малевича из написанной им в 1921 году книги с говорящим названием «Лень как действительная истина человечества»:

«Всё живое стремится к лени. С другой стороны, лень является главным побудителем к труду, так как только через труд возможно достигнуть её. Так что очевидно, что человек попал под какое-то проклятие в виде труда, как будто бы раньше находился всегда в состоянии лени».

Также студентка пришла к выводу, что лень и скука приводят человека к познанию окружающей действительности. По её мнению, «скука завлекает наше мышление в игру, приводит к внутреннему общению с собой, а лень побуждает трудиться и учиться». Но чтобы это осуществить, пишет Екатерина Недумова, человек «должен иметь интересы, любимые места, куда он мог бы „улетать“ от скуки, живой ум, рисующий картины и создающий чертежи разнообразных устройств, которые потом становятся изобретениями века».

Читать материал в источнике


Персоны



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы