Top.Mail.Ru

Новая проблематика в работе ПМПК

Уральский государственный педагогический университет выступил соорганизатором Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в современном образовательном пространстве». Открытие и первый день работы конференции состоялись 3 июня в конференц-зале отеля «Онегин». С пленарными докладами выступили организаторы: представители Центра защиты прав и интересов детей, федерального ресурсного центра ПМПК (г. Москва), Московского городского педагогического университета, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс».

Конференция привлекла внимание представителей российских регионов, приехали специалисты ПМПК не только из Свердловской области. Представлены Курганская, Тюменская области, ХМАО, ЯНАО и другие субъекты РФ. Наиболее сложные вопросы, которые вызывает деятельность ПМПК у самих специалистов и руководителей комиссий, образовательных организаций и родителей, выдвинуты на первый план. Среди них: как обследовать лиц, уже достигших 18-летнего возраста; как при осуществлении диагностики работать с детьми с ТМНР, с расстройствами аутистического спектра, с девиантным поведением; как обследовать детей раннего возраста; какие рекомендации может дать ПМПК по прохождению ребенком ГИА; как осуществлять межведомственное взаимодействие специалистов, прежде всего педагогов и медиков; как взаимодействовать с бюро МСЭ, и многое другое.

Участников конференции приветствовала и.о. директора департамента общего и дополнительного образования Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Наталья Сокольская:

— Свердловская область очень активно включилась в процесс реализации ФГОС ОВЗ. Именно в нашей системе для ребенка фактически выстраивается индивидуальная образовательная траектория. И здесь очень многое зависит от специалистов ПМПК. Именно они, столкнувшись с этим ребенком, семьей, их актуальной ситуацией впервые в жизни, фактически дают ему рекомендации, чтобы их коллеги в системе образования в той образовательной организации, которую выберут родители, могли реализовать те возможности, которые, несмотря на ограничения, обусловленные здоровьем, выведут его на качественный уровень, на котором он сможет существовать в нашем обществе. Сегодня мы сможем получить из первых уст актуальную информацию о том, как идут дела в этой сфере, и какие актуальные вопросы обсуждаются, разрабатываются, планируются к реализации на уровне всей России.

Комплексная диагностика в условиях ПМПК: возможно ли ее приблизить к идеалу?

С очень интересным подробным докладом «Современные подходы к комплексной диагностике нарушений развития у детей с ОВЗ в условиях ПМПК» выступила Олеся Югова, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук.

Олеся Вячеславовна начала с цифр, не внушающих большого оптимизма: не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми. 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми. 86% новорожденных имеют перинатальное поражение ЦНС. Тем не менее, за ранней помощью обращается очень малый процент родителей таких детей, как правило — при наличии тяжелых патологий развития. С неявно выраженными нарушениями на ПМПК родители детей до 3 лет обращаются редко, надеясь сначала решить проблемы на медицинском уровне или рассчитывая, что все пройдет само.

Проблемы современного семейного воспитания, по словам Олеси Вячеславовны, во многом кроются в незнании нормативов детского развития в онтогенезе, а следовательно — в завышенных или заниженных требованиях к ребенку. Понятие нормы «плавает», индивидуализируется, неговорящий ребенок в 3 года зачастую не вызывает тревоги. По мнению докладчика, снижать норму нельзя, но необходимо учитывать обстоятельства, в которых воспитывается ребенок. Например, оценка навыков самообслуживания имеет смысл, если точно известно, что ребенка этому учат, и т. д.

Олеся Югова рассказала о том, как процесс экспертизы на ПМПК должен выглядеть в идеале (а в идеале это 17 пунктов, от выяснения клиентского запроса до контроля выполнения рекомендаций ПМПК и наблюдения состояния ребенка в динамике). Она отметила необходимость стандартизации и единообразия в оформлении заключения ПМПК. При этом, отвечая на вопрос из зала, Олеся Вячеславовна подчеркнула, что переход на чисто количественную шкалу оценивания состояния ребенка невозможен, количественный подход обязательно должен сопровождаться качественной оценкой. Было бы полезно разработать методичку для родителей, расшифровать термины, которым пользуются специалисты ПМПК, показать «вилку» возможных исходов при поставленном диагнозе.

4 июня на базе УрГПУ прошли секции и мастер-классы. Олеся Югова, доцент кафедры логопедии института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, рассказала о комплексном психолого-педагогическом обследовании детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ. Она отметила, что причинами нарушения развития ребенка могут быть не только биологические факторы, но и психолого-социальные:

— Когда энергетически вкладываешься в ребенка, получаешь адекватный ответ. В младшем дошкольном возрасте очень важна эмоциональность. Ребенок может расти в семье, но у него возможна эмоциональная депривация, если мать «сухая», необщительная, если у нее истощен собственный ресурс. Постулат «нельзя приучать ребенка к рукам» — это миф. Невозможно не приучить ребенка к любви и ласке.

Олеся Вячеславовна не только объяснила, на что нужно обращать внимание специалистам при осмотре ребенка, но и показала видео с реакциями здоровых детей и детей с отклонениями в развитии.



Результаты заочного тура


07 апреля 2020 г.


Итоги заочного этапа олимпиады «Азы дефектологии»