Top.Mail.Ru

Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08−96 «О методических рекомендациях»


Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Директор Департамента А. Е. Петров

Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Данные методические рекомендации разработаны в целях создания в общеобразовательных организациях оптимальных условий для духовно-нравственного образования, формирования личности учащихся, разделяющих российские традиционные духовные ценности (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года), совершенствования процесса реализации духовно-нравственного образования в форме преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) для обучающихся 4-х классов начального общего образования (далее — НОО) и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для обучающихся основного общего образования (далее — ООО).

1. Введение.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 34 учебных часа.

Основными задачами комплексного курса являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Реализация учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, способствует формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, приобретаемое в результате освоения детьми поликультурных знаний, развития интеллектуально-нравственных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе.

Культурологическая основа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России способствует развитию у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях соответствующих религиозных и светских традиций поликультурного населения России; формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли православия, иудаизма, буддизма, ислама в истории и культуре нашей страны.

Семья школьника выступает в качестве заказчика и участника этого образования.

2. Правовое регулирование.

Основная задача органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования — контроль за соблюдением законодательства.

Правовые основания организации и обеспечения духовно-нравственного образования в общеобразовательной организации (далее — ОО) включают правовые акты всех уровней, начиная с федерального. На федеральном уровне это, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». На региональном уровне — правовые акты субъекта Федерации, правовые акты муниципального образования (местного самоуправления) и собственные акты общеобразовательной организации. Содержание правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципального образования и образовательной организации не может противоречить федеральным правовым актам, прежде всего Конституции и федеральным законам.

1) КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Статья 14

1. Российская Федерация светское государство. Никакая из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 17

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Статья 44

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

2) Закон Российской Федерации «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ».

Преамбула:

Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный Закон.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии.

Статья 5. Религиозное образование

Части 1 и 4 предусматривают и права граждан на обучение религии как таковой. Это оказывается возможным по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

3) КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Статья 12

Часть 1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка…

Статья 13

Часть 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение…

Статья 14

Часть 1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии…

Часть 3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка (orde public), нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц… Дети имеют право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой.

4) Федеральный закон «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.

1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

3. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

6. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.

5) Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ, УЧЁТА И ВЫДАЧИ АТТЕСТАТОВ ОБ ОСНОВНОМ ОБЩЕМ И СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ИХ ДУБЛИКАТОВ», п. 5.3.б.

6) Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

7) Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

8) Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08−461 «О НАПРАВЛЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ВЫБОРА МОДУЛЯ ОРКСЭ».

9) Письмо № 08−761 от 25.05.2015 г. «ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» И «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ».

10) Письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08−1803 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ».

11) Письмо Минобрнауки России от 26.06.2017 г. № 08−1300 «О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ».

3. Взаимодействие с религиозными организациями.

В рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ и учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Такое обучение может вести религиозная организация.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. С учетом вышеуказанной конституционной нормы о светском характере государства, светский характер образования в государственной и муниципальной школе также предусматривает взаимную организационно-правовую независимость религиозных организаций и государственных или муниципальных образовательных организаций, что также не препятствует их взаимодействию, сотрудничеству в сфере образования в интересах участников образовательных отношений, прежде всего обучающихся. Равно как взаимная независимость органов государственной власти и местного самоуправления и религиозных организаций не препятствует их взаимодействию во всех сферах общественной жизни.

Педагогам, преподающим учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России, необходимо неукоснительно соблюдать статью 48 Закона, запрещающую принуждение обучающихся к принятию религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.

Возможно привлечение представителей религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению преподавания конфессиональных модулей курса ОРКСЭ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) конфессиональной направленности, включенных в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». На уровне образовательной организации — это взаимодействие учителей, преподающих модули, курсы конфессиональной направленности, с представителями соответствующих конфессий для обеспечения внеурочной образовательной деятельности в интересах обучающихся и их семей, в том числе внеклассных мероприятий и экскурсий. Учитель несет ответственность за содержание образовательных экскурсий и сведений, транслируемых обучающимся представителями религиозных организаций во время таких мероприятий. Привлечение к преподавательской деятельности представителей религиозных конфессий не допускается. Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в ОО не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудиоформате. В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

На уровне государственных и муниципальных организаций, осуществляющих подготовку учителей для преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — это взаимодействие с религиозными организациями при разработке и реализации профессиональных образовательных программ, включая участие специалистов от конфессий в курсах повышения квалификации учителей (чтение лекций по соответствующим содержательным разделам и др.), участие в научно-практических конференциях, семинарах и т. д.

В части 12 статьи 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими образовательных программ духовно-нравственного образования, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня их деятельности отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями. Эта аккредитация в настоящее время не является обязательной для допуска учителя к преподаванию религиозной культуры в школе, учитель не обязан ее иметь, получать.

4. Выбор модуля ОРКСЭ.

Непосредственно к компетенции образовательной организации относится соблюдение нормы части 2 статьи 87 Федерального закона, устанавливающей право выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной воспитательной направленности исключительно родителями (законными представителями) детей, обучающихся в общеобразовательной организации. Для обеспечения единства правоприменительной практики, соблюдения прав родителей школьников письмом Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08−461 «О направлении Регламента выбора модуля ОРКСЭ» в субъекты Российской Федерации был направлен Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Обеспечение своевременного доступа родителей к объективной информации о курсах — первоочередное условие эффективного взаимодействия школы с родителями и успешности реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в целом. Дефицит информации создает риски распространения в родительской среде стереотипов, мифов, необоснованных опасений.

При этом объективная новизна курсов для российской школы и общества позволяет говорить не просто об информировании, но о просвещении, т. е. специальной работе по преодолению тех самых стереотипов, развенчанию мифов, разъяснению сути предлагаемых нововведений и их значения для учащихся и самих родителей.

В ОО созданы органы государственно-общественного управления образованием: Управляющие советы, Совет школы, которые также могут проводить просветительскую и разъяснительную работу среди родителей. Орган государственно-общественного управления — коллегиальный внутришкольный орган государственно-общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов, и имеющий зафиксированные в уставе школы управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы, принимает участие, в том числе в формировании образовательной программы ОО.

5. Соблюдение требований ФГОС при реализации курсов.

Нормативно-правовые требования к реализации духовно-нравственного образования установлены в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, являющихся нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

ФГОС начального общего образования, принятый в 2009 году с изменениями от 31.12.2012 г., в числе обязательных предметных областей для изучения на уровне начального общего образования включает предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» (п. 19.3), определяет основные задачи реализации содержания. Также ФГОС НОО устанавливает, что в рамках ОРКСЭ по выбору родителей (законных представителей) изучаются: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

В ФГОС основного общего образования с изменениями от 31.12.2012 г. включена обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Содержание предметной области не раскрыто, составляющие ее учебные предметы не названы. Тем не менее, данное требование стандарта означает, что в учебном плане образовательной организации, реализующей основное общее образование, должна быть представлена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В разделе о предметных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования в части предметной области ОДНКНР (п. 11.6) указаны общие требования к результатам образования по предметной области, не дифференцированные по каким-либо учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках предметной области.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования поясняет, что данная предметная область может реализоваться в урочной форме за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, во внеурочной деятельности, а также «при изучении учебных предметов других предметных областей».

Преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в урочной форме необходимо предусмотреть в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, так как ОДНКНР — обязательная предметная область в учебном плане. При этом необходимо учитывать, что минимальный объем учебной нагрузки для возможности последующего выставления учащемуся в аттестат об основном общем образовании итоговой отметки по реализуемым в рамках обязательной предметной области ОДНКНР учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года.

Реализация предметной области ОДНКНР во внеурочной деятельности, при изучении учебных предметов других предметных областей также возможна, поскольку одного часа учебных занятий в неделю для организации духовно-нравственного воспитания в школе, безусловно, недостаточно. Следовательно, предпочтительным является реализация всех трех предлагаемых примерной основной образовательной программой форм в их разумном сочетании и дополнении, тем более что духовно-нравственное воспитание согласно ФГОС основного общего образования является одним из обязательных направлений внеурочной деятельности в школе.

6. Подготовка педагогических кадров.

Одним из актуальных направлений совершенствования реализации курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР является обеспечение подготовки кадров для преподавания предметов духовно-нравственного образования. Для подготовки учителей повышение квалификации является основным стратегическим условием, обеспечивающим эффективность его внедрения, а также выступает и важнейшим внутрисистемным ресурсом, обеспечивающим научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение государственной политики в сфере образования в регионе.

Подготовка к преподаванию курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР должна осуществляться по программам дополнительного профессионального образования: в объеме не менее 144 учебных часов.

Выявленные в ходе мониторингов проблемы делают объективной необходимостью специальную подготовку практикующих учителей в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) с учетом типовой (примерной) дополнительной профессиональной программы «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» (далее — Программа), которая разработана по поручению Минобрнауки России в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 — Педагогическое образование (уровень бакалавриата) и 44.04.01 — Педагогическое образование (уровень магистратуры), с использованием опыта образовательной деятельности по данной проблеме ФГАОУ ДПО АПК и ППРО и региональных институтов повышения квалификации работников образования. Программа разработана в соответствии с Федеральными законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 87, ч. 6) с привлечением представителей централизованных религиозных организаций на базе Всероссийского Методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР.

Типовая (примерная) дополнительная профессиональная программа «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» рассчитана на 144 часа, разработана на модульной основе и включает базовый и профильно-модульный (профильный) курсы. Форма обучения очно-заочная с дистанционной поддержкой.

Методические рекомендации для образовательных организаций дополнительного профессионального образования по проведению повышения квалификации педагогов курса ОРКСЭ с учетом типовой (примерной) дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» и текст программы размещены на сайте ФГАОУ ДПО АПКиППРО http://orkce.apkpro.ru/.

7. Учебно-методическое и дидактическое обеспечение реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

При преподаваний ОРКСЭ допускается использование исключительно учебников, вошедших в Федеральный перечень.

Необходимо обеспечить ОО УМК, включающим мультимедийные приложения, дидактические материалы. Обеспечить доступность учебно-методических материалов для родителей обучающихся.

При выборе учебно-методического обеспечения для реализации ОДНКНР предлагается ориентироваться, наряду с федеральным перечнем учебников, на перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699), а также литературные источники, связанные с региональным компонентом.

8. Система сопровождения профессиональной деятельности учителей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, необходимо предусмотреть разработку локальных актов, направленных на методическое сопровождение профессионального развития учителей предметов духовно-нравственного образования, создание системы сопровождения профессиональной деятельности учителей ОРКСЭ и ОДНКНР, состоящей из мониторинга профессиональных затруднений и запросов педагогов, разработки соответствующих рекомендаций, скорректированного содержания программ учебных предметов (модулей), выбора соответствующей организационной формы и получения обратной связи от педагога.

Скачать