Top.Mail.Ru

Осознанный выбор: как устроено предпрофессиональное образование в Москве

С 2015 года в Москве развивается система предпрофессионального образования для старшеклассников. В их учебных планах — не только школьные предметы, но и комплексные профориентационные программы по шести направлениям: инженерному, ИТ, предпринимательскому, медицинскому, медиа и психолого-педагогическому.

В чем особенность обучения в таких классах и какие преимущества получают их выпускники, мы узнали у Михаила Силантьева, и.о. директора института развития профильного обучения МГПУ — единого проектного офиса предпрофессионального образования.
— Михаил Николаевич, скажите, пожалуйста, чем предпрофессиональные классы отличаются от всем знакомых профильных классов?

— Строго говоря, предпрофессиональные классы — тоже профильные, потому что ряд предметов в них изучается на углубленном уровне. Например, инженерные и ИТ-классы относятся к технологическому профилю — в них углубленно изучают математику, физику и информатику, а медиаклассы — к гуманитарному, где во главе угла литература и иностранный язык.

Но, помимо этого, у каждого предпрофессионального класса своя уникальная стратегия профориентации. Она реализуется в системе «школа — колледж — вуз — индустриальный партнер», и каждый участник этой системы дает школьнику уникальные, не дублирующиеся знания и навыки. В школах ребята осваивают специализированные курсы: они помогают получить первые профессиональные умения, научиться работать с современным оборудованием, изучить методы и технологии работы. Параллельно школьники получают настоящие профессии в колледжах: со свидетельствами о квалификации, с которыми даже можно потом устроиться на подработку.

В вузах ребята занимаются разработкой своих проектов и исследований под руководством ведущих преподавателей. А на площадках индустриальных партнеров, во время экскурсий, ученики присматриваются к будущим потенциальным местам работы: больницам и поликлиникам, ИТ-компаниям и высокотехнологичным производствам, медиахолдингам и финансовым организациям.

— Перечень направлений предпрофессиональных классов расширяется. Каким образом определяется необходимость в формировании нового направления?

— Состав проектов действительно расширился: если в 2015 году существовали только инженерные и медицинские классы, то сейчас направлений уже шесть. Их необходимость определяется, в первую очередь, запросом государства: например, в этом году в топ-3 по потребности в кадрах вошли инженерно-технологические, медицинские и педагогические специальности — об этом говорил в апреле премьер-министр. Наша задача — внести вклад в подготовку специалистов для ключевых в развитии страны отраслей. И не просто специалистов, а лидеров изменений в этих отраслях, профессионалов, способных принести в индустрию новое видение.

При этом мы безусловно ориентируемся на интересы самих школьников и их родителей. Интересно, что в последние годы они начали совпадать с кадровыми потребностями страны. Если раньше самыми престижными считались профессии юриста и экономиста — что, кстати, в итоге привело к перенасыщению рынка труда, — то теперь лавры самых перспективных специальностей украли «айтишники». Врачебные профессии, впрочем, всегда были на пике востребованности.

— Что делать старшекласснику, если в 10 классе ему было интересно учиться по одному направлению, а спустя год он решил выбрать другое? Как возможно решить такую ситуацию?

— Таких ситуаций у нас практически не возникает. Только в отдельных случаях ребята, прикоснувшись к профессии, действительно понимают, что она им не подходит. Но для этого обычно не нужен год: хватает нескольких месяцев в первом полугодии 10-го класса. За это время школьники успевают посетить первые экскурсии на предприятия, пообщаться с действующими специалистами, увидеть, как устроено обучение в вузах по их направлениям. Если в итоге ребенок понимает, что хочет сменить профиль, до нового года он может спокойно выбрать другой предпрофессиональный класс. Для этого потребуется только подтвердить уровень знаний по предметам, которые в нем преподают углубленно.

Согласитесь, гораздо лучше, если школьник поймет свои реальные интересы в начале 10 класса, чем перед ЕГЭ или уже на первом-втором курсе вуза, верно? Для этого и нужна комплексная профориентация. А чтобы она была еще более эффективной, работать с детьми мы начинаем еще с 7-го класса — в образовательных вертикалях, где тоже предусмотрено углубленное изучение предметов, встречи с профессионалами, знакомство с вузами и многое другое.

— Вам не кажется, что все эти дисциплины, которые проходят обучающиеся в предпрофессиональных классах, нужны всем школьникам? Если нет, то почему? Ведь это те знания, которые будут определять эрудированность человека.
— Эрудиция — это замечательное качество, и в системе московского образования множество проектов, которые ее всесторонне развивают. В том числе и предпрофессиональное образование. Однако наша задача — не только дать знания, но и помочь сформировать профессиональный выбор. А для этого все-таки необходима профилизация. Если старшеклассник хочет стать инженером, он должен знать, как работает станок с числовым программным управлением. При этом его хобби может быть фотография, и одно другому никак не помешает: прокачать навыки съемки он может, например, в ближайшем к дому дворце творчества. В остальном — возможность поступить в предпрофессиональный класс есть у каждого школьника. Нужно только хорошо учиться, быть мотивированным и готовым к прохождению достаточно сложного, но увлекательного образовательного маршрута.
— Что необходимо сделать, на ваш взгляд, чтобы практика предпрофессионального образования распространилась на другие регионы нашей страны?

— В том или ином виде предпрофессиональные классы уже существуют во многих регионах. Часть из них открываются в соответствии с федеральными проектами — например, авиастроительные и психолого-педагогические. Часть открывают крупные корпорации в сотрудничестве с вузами и школами — например, аграрные или космические классы. Ранняя профориентация — важный тренд в образовании, неудивительно, что ее элементы внедряют повсеместно.

Уникальность Москвы в том, что здесь предпрофессиональное образование стало системным решением, в которое вовлечены порядка 70% школ города. И работа в них выстроена по единому стандарту, который уже доказал свою эффективность: в этом году результаты учеников предпрофессиональных классов на ЕГЭ оказались лучшими и в столице, и в России. Даже единственная в стране 400-балльница — из московского ИТ-класса.

Мы готовы делиться успешными практиками и часто принимаем в московских школах делегации коллег из других регионов, показываем, как устроены ИТ-полигоны, инженерные и медицинские лаборатории, медиапространства. Продуктивное сотрудничество — залог развития для всех сторон.

Источник: Образование. ПРЕСС


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»